В теории получались подвижные машины, имевшие максимальную скорость 50–56 км/ч и защиту от 37-мм пушек. На практике же Daimler-Benz оказался единственным, кто построил танк в металле. Виной тому стали постоянные изменения, вносимые в проекты, включая и башни. Финальную точку в программе поставили советские танки, а именно КВ-1 и Т-34 из 4-й танковой бригады, потерянные в ходе сражения за Мценск. 18 ноября 1941 года танки из бригады Катукова осмотрела Танковая комиссия во главе с начальником 6-го отдела Департамента вооружений Себастьяном Фихтнером. Стало ясно, что «квадратные» формы танков, которые проектировались немецкими компаниями, устарели. Ориентиром стал Т-34, причём как корпус, так и башня, ставшая ориентиром при разработке башен Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B и ранних вариантов Pz.Kpfw.Maus.
Первыми на новые требования среагировал MAN. К 25 ноября там разработали новую конструкцию корпуса с рациональными углами наклона листов. Кроме того, в 6-м отделе Департамента вооружений подняли планку боевой массы до 24 т. На деле это стало лишь первым шагом к появлению принципиально новых танков, имевших мало общего с программой VK 20.01. Работы по танкам 20-тонного класса, как устаревшим, прекратили в конце декабря 1941 года.
Помимо Фихтнера, в состав делегации, посетившей Мценск, входили Порше, Книпкамп, Адерс, Вундерлих — один из ведущих конструкторов Daimler-Benz по башням — и ряд других важных людей в немецкой танковой программе. Выводы, сделанные комиссией, оказались неутешительными. Стало ясно, что не только имеющиеся на вооружении Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, но и перспективные танки выглядят на фоне Т-34 и КВ устаревшими. Неудивительно, что почти сразу же была дана команда о существенных изменениях и улучшениях. 24-тонный весовой класс оказался лишь первой ступенькой. Уже в середине декабря 1941 года стало ясно, что необходимо повышение массы до 30 т. Фихтнер был против такого решения, поскольку рост массы означал разработку новых танков, а вместе с этим и потерю времени. Кроме того, 30-тонный танк не выдерживали средства для переправ, а более тяжёлая машина выпускалась бы в меньших количествах.
На сей раз рейхсминистр вооружения и боеприпасов Тодт выступил в защиту сторонников роста боевой массы. Правда, из конкурса исчез Krupp, а Daimler-Benz и MAN должны были объединить усилия.
Нет комментариев