Управление обществом связанно с формированием реферативных образцов, закрепляющихся в культуре. Их комбинации образуют "коллективную память". Какие же события закрепляются как системообразующие элементы коллективной памяти? Те, которые символизируют собой образец поведения, ориентир для подражания. В данных образцах выражена общая позиция группы; они не только воспроизводят её прошлое, но и формируют её настоящее, определяя представление членов группы о себе и отношение к другим группам. Коллективная память формализуется в текстах, образах и символах, отвечающих на вопросы "кто мы?" и "кто другие?".
Представление об общем прошлом, уводящем в глубину веков, имеет фундаментальное значение для сплочения социальных групп: чем древнее история сообщества, тем многочисленнее его внутренние связи, и тем, следовательно, оно сплочённее.
В отличие от непрерывно меняющейся социальной реальности, образцы прошлого, которые хранятся и воспроизводятся в коллективной памяти, неизменны, по крайней мере, до очередного этапа переосмысления истории, и передают ценности, определяющие поведенческие нормы.
Но это не воспоминания о реальных исторических событиях, а их «правильная интерпретация», которую осуществляют специально обученные люди выполняющие функцию хранителей и носителей традиции – жрецы "исторической памяти". Термин "жрец" в данном случае обусловлен тем, что речь идёт не об исторической науке, основанной на фактах, а о мифотворчестве - сознательном искажении исторической правды с целью манипуляции общественным сознанием. Роль мифа заключается в том, что он формирует идеалы и ценности, на основе которых индивид относит себя к тому или иному воображаемому сообществу. При этом неважно, насколько миф соответствует реальности. Важны мотивы и эмоции, которые он порождает в индивидуальном сознании. Функция жрецов – создание идеального образа прошлого таким, каким оно должно было бы быть, чтобы оправдать легитимность существующего порядка и пробудить чувство гордости за принадлежность к данной "мы-группе". При этом они (жрецы) тщательно скрывают свое истинное предназначение, выдавая себя (с помощью безграничных возможностей государственной машины) за академических историков. А иначе кто бы им верил и принимал всерьез? По-факту все эти академики, доктора наук и прочия прочия... не ученые, а чиновники Министерства правды, усердно отрабатывающие свои пайки. Что удивительно, многие из них даже, возможно, искренне верят в то, что они действительно историки.
Нет комментариев