В полдень 4 июня 1965 года под центральной аркой Коммунального Моста, соединяющего через реку Обь обе стороны Новосибирска, пролетел МиГ-17. В тот день многие видели, как краснозвездный серебристый боевой самолет на огромной скорости снизился к водной глади Оби так низко, что за ним расходились волны как за катером, и в этом положении влетел точно в створ центральной арки (30 на 120 метров) Коммунального Моста.
После этого истребитель успел взмыть «свечой» и растворился в облаках. Оглохшие и онемевшие свидетели на берегу Оби (в Новосибирске тот день выдался жарким, на набережной было людно, а на городском пляже — вообще яблоку некуда было упасть) невольно дружно зааплодировали.
Как позднее выяснилось, это был МиГ командированного в Новосибирск капитана ВВС летчика Валентина Привалова. Тогда ему было 30 лет, и он имел репутацию признанного аса. В то утро Привалов выполнял рутинное летное задание: маневрировал за облаками в качестве мишени для местного зенитно-ракетного комплекса. По завершению учений он, как обычно, выполнил команду на снижение и, выйдя из плотной облачности, вдруг обнаружил прямо по курсу Коммунальный Мост.
"Благодаря морской авиации, я понимаю, что такое вода, что такое море, река. Может быть, другие не могут определить расстояние до воды, а у меня это четко все. Метр держать воду, скорость — 700 [км/ч], потому что это самая пилотажная скорость. При ней рули управления очень эффективны. И вперед! Самое интересное, что когда подходишь к мосту, то логично предполагать — чем ближе, тем шире пространство. А было наоборот — сужалось и сужалось это окошко. Но у меня не было никакого волнения. Я был очень спокоен. Для меня этот полет не был сложным. Я был подготовлен. Как только я почувствовал, что мост позади — ручку на себя и вверх, в облака", - рассказал он в интервью.
Много лет спустя Валентин Привалов признается, что в открывшемся с высоты 2000 метров Коммунальном Мосте как-то сразу сошлось многое. Тут и несбывшиеся юношеские мечты о лаврах героя, и горечь недооцененного таланта, и безрадостная перспектива уже близкого завершения летной карьеры. Мост словно бы манил к себе капитана, обещая ему дать ответ сразу на все вопросы. И тот принял вызов.
После этого полета летчика арестовали, хотели отдать под трибунал за воздушное хулиганство, но министр обороны СССР Родион Малиновский, приказал вновь допустить лётчика к полётам. В дальнейшем Валентин Привалов продолжил службу в легендарной эскадрилье асов на подмосковной Кубинке.
Сейчас главный герой нашей истории счастлив. Он уже больше 60 лет со своей женой, и утверждает, что их чувства «сохранились до сих пор». У него двое детей и уже трое внуков. Он живёт в Москве и изредка даёт интервью, рассказывая о своём знаменитом полёте.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8