Ежегодно 29 августа мы вспоминаем событие, которое произошло более тысячи лет назад. Ему посвящен установленный в этот день праздник – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Урбуса) Господа Иисуса Христа. В народе этот праздник называют Третьим Спасом, или Спасом на холсте, а также Хлебным или Ореховым.
Однажды, во время проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе, один благочестивый человек Анания попытался нарисовать Его портрет, чтобы принести страдающему проказой правителю, веруя, что тот исцелится. Но из-за плотного окружения столпившихся вокруг Христа людей ему никак не удавалось это сделать. Спаситель заметил это, подозвал незадачливого художника, омыл Своё лицо и вытер его убрусом (полотенцем), на котором чудесным образом отобразился Божественный Нерукотворный Лик. Правитель, которого звали Авгарь, с благоговением принял эту святыню и избавился от проказы.
Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь установил его в нише над городскими воротами. Много лет жители чтили святыню и каждый раз кланялись, когда проходили через ворота. Но один из правнуков исцелившегося правителя стал идолопоклонником и решил убрать Образ с городской стены.
Господь в видении Едесскому епископу повелел скрыть Его изображение, чтобы избежать поругания. Священнослужитель исполнил волю Всевышнего и ночью заложил святыню керамической плитой и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о спрятанной реликвии. О Нерукотворном Образе снова вспомнили, когда город осадили персы. Тогда епископу Едессы явилась Пречистая Матерь и велела открыть замурованный Образ Ее Сына. Когда тайник был вскрыт, все с изумлением увидели горящую лампаду перед Ликом и еще один Нерукотворный Образ, проявившийся на глиняной доске, закрывавшей нишу. По молитвам перед святыней, персы отступили.
В 944 году император Константин выкупил реликвию у эмира и с почестями перенес в столицу Византии. Именно это событие мы будем всецерковно вспоминать завтра, 29 августа.
Икона Спаса Нерукотворного - одна из наиболее распространенных и любимых на Руси. Святой Спас часто изображали на знаменах русских войск в знак упования на волю Господа и веры в праведную победу.
По народным традициям, в этот день в храм приносили домотканое полотно, орехи и хлеб нового урожая для освящения. Принято также было после праздничного богослужения накрывать щедрый стол для родных и друзей, жертвовать нищим, помогать нуждающимся.
Священник Антоний Русакевич
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4