преподобный Харлампий Дионисиатский – ученика преподобного Иосифа Исихаста.
Будущий старец родился в 1910 году в семье благочестивых родителей. Уже в с юного возраста он неоднократно был испытуем Богом на прочность веры и удостоился спасения жизни чудесным явлением Георгия Победоносца во время болгарского плена. Вместе с родителями Харлампий испытал в полной мере горечь геноцида турок, беды войны, тяготы вынужденной эмиграции и многие другие скорби.
Учеником старца Иосифа Харлампий становится в 1950 году. Тот даже не захотел с ним начинать беседу, пока тот не сделает три тысячи земных поклонов. Так началась жесткая, но благодатная школа послушания у одного из самых выдающихся старцев современности, ученики которого стали новым фундаментом афонского монашества. Какая цена была заплачена за то , чтобы заживо умереть для греха и замертво ожить для Бога, говорят многие примеры из жизни старца Харлампия, вот лишь некоторые из них.
Однажды у отца Харлампия очень сильно разболелся зуб. Он терпел сколько мог, но, когда это было уже невозможно, то попросил у старца Иосифа благословение вырвать зуб. Тот разрешил, но с условием, что Харлампий засветло, в этот же день вернется обратно в монастырь. Харлампию для этого нужно было успеть обратно на тот же корабль, который привез его к зубному врачу, принимавшему монахов на Святой Горе. Врач, увидев огромный отек и воспаление во рту, сказал, что зуб сегодня вырвать невозможно. Нужно сначала положить лекарство, чтобы прошло воспаление, потому что в противном случае боль будет ужасной. Надо оставаться ночевать. Но Харлампий категорически отказался, потому что ему во что бы то не стало нужно выполнить благословение старца и сегодня же вернуться в монастырь. С трудом врач согласился делать операцию. Зуб не вырывался очень долго. Харлампий, не смотря на свое крепкое здоровье и силу, от боли и страданий не раз был близок к обмороку. Как только зуб удалось вырвать, бледный и еле живой, он вскочил и побежал обратно на пристань. Но корабль, который должен было его отвезти обратно уже уплыл. Тогда Харлампий решил пробираться к своему монастырю ночью, по крутым склонам Афона, проходя по узким каменистым тропам, над головокружительными пропастями, сильно рискуя при этом своей жизнью. Только за полночь, еле живой, Харлампий смог добраться до своего монастыря. Подойдя к келье старца Иосифа, он стал стучаться в дверь.
Старец Иосиф: «Ты кто?»
Харалампий: «Отче, открой, это я, твой ученик, Харлампий, вернулся в монастырь по твоему благословению»
Старец Иосиф: «Уходи, я не знаю тебя, если бы ты был мой Харлампий, то ты бы еще засветло был в монастыре».
Харлампий опустился на колени перед дверью старца и зарыдал… Через некоторое время и сам старец Иосиф открыл двери, и…весь в слезах…рыдая, обнял Харлампия. В келье старца Иосифа весь пол был мокрый. "Дитя мое – сказал Старец, - с тех пор, как ты ушел из монастыря, я не переставал, стоя на коленях, проливать слезы и молиться о тебе".
Старец Иосиф знал и чувствовал все, что происходило с его учеником. Очень редко Старец позволял показывать на людях свои чувства. Но вот сейчас, весь в слезах, старец Иосиф был таким, каким он был на самом деле. Отцом, глубоко любящим своих духовных детей. Врач – монах, который вырвал зуб у Харлампия, хранил его как святые мощи и, показывая другим монахам, называл его «зубом послушания».
Некоторые методы воспитания старца Иосифа могут показаться соблазнительными людям, воспринимающим христианство, как набор елейно умиленных состояний, но для самого Старца это была настоящая война как за свою душу свою, так и за души своих учеников. Все братья монастыря держали у себя в кельях палки. Как только, пусть и незначительный греховный помысел входил в душу, он, в буквальном значении этого слова, выбивался ударами палки, которыми монахи смиряли сами себя.
Самоуничижение было необходимым оружием молитвенного делания. Первый враг для монаха, как и для любого православного — это он сам. Старец Иосиф неоднократно унижал Харлампия, говорил с ним очень грубо, не почтительно. При этом никакой вины за Харлампием не было, все унижение он терпел не заслужено. Это были жесткие уроки смирения, которые преподавал Старец своим ученикам. Но зато какую благодать они получали от этого.
Отец Харлампий вспоминал: «Как-то старец позвал меня и крепко сжал в своих объятиях, проливая при этом потоки слез. Он излил на меня из своего сердца такую бесконечную любовь, что вся моя душа наполнилась ликованием. Старец показал свою любовь настолько ощутимо, что все мое существо вошло в невыразимое чувство радости. Это чувство не затухало во мне всю ночь. Зная это, мой старец сказал мне: «Дитя мое, Господь дал тебе лишь одну капельку из бескрайнего океана Своей любви. Постарайся же, на сколько у тебя хватит сил, использовать все случающиеся, каждое искушение, каждое уничижение, каждую скорбь так, чтобы они открывали для тебя возможность познать иное состояние, еще более высокое, чем то, в котором ты пребывал сегодня».
Все больше возрастал отец Харлампий в послушании Старцу, и это послушание творило в нем чудеса. Вот один из примеров этого. В скиту жил монах, занимавшийся рыбной ловлей. Однажды у прибрежных скал он случайно познакомился с другим старичком-монахом. У того была замечательная лодочка, но сам старик был ветхим и уже не мог ею пользоваться. Монах-рыбак стал упрашивать старца Иосифа взять старичка в скит. Он будет его досматривать, а тот даст ему возможность пользоваться своей лодкой. Старец Иосиф долго отказывался, но упорство рыбака пересилило.
Прошло совсем мало времени, как старик разболелся. У него начались сильные желудочные расстройства, притом такие, что тот не успевал доходить до туалета. Из-за этой его немощи и самого старика, и всю его келью нужно было мыть по несколько раз в день. Болезнь усиливалась и дошло до того, что от старика уже невозможно было отлучаться. Монах-рыбак не выдержал и побежал к старцу просить прощения и разрешения отвести старика обратно. Но тут уже старец Иосиф был тверд и не позволил этого. На уговоры рыбака старец Иосиф ответил: «Ладно иди, я сам решу эту проблему».
А дальше происходит не понятное…Старец зовет отца Харлампия и благословляет ухаживать за стариком. Что начало твориться в душе у Харлампия, сложно даже представить! Не осуждать монаха-рыбака не было никаких сил. Он не понимал, зачем ему это все, какое он вообще имеет отношение к этому старику и всей этой истории, почему он оказался в ней крайним! Харлампий с детства был очень аккуратным, бережливым и опрятным. Теперь же ему нужно было ползать на коленях на грязном полу в жидкой вонючей жиже. Но вместе с тем Харлампий стал бороться с этими помыслами. Он говорил про себя: «Будь осторожен, ты сдаешь экзамен, ты служишь самому Христу. Пренебрегая этим старичком, ты пренебрегаешь самим Спасителем. Взывай к Нему всю ночь, чтобы Он тебя помиловал». В то, что дальше произошло, сложно поверить.
Вначале от зловония, Харлампий зажимал себе нос. Но вдруг он вместо смрада стал чувствовать благоухание, похожее на то которое исходит от святых мощей, но более сильное. Харлампию приходилось иногда пригоршнями собирать нечистоты, но запах, который они издавали, просто пьянил его своим ароматом. «Тебе Бог дал этот дар за твою решимость выполнить любое, возложенное на тебя послушание» - объяснил Харлампию старец Иосиф. Позже старик ушел из скита сам. «Отпустите его - сказал старец Иосиф- это не он сам, а Бог так решил»
Несколько иначе, но также чудесным образом, Бог явил свою милость Харлампию, когда тот вызвался принести тяжелую бочку с оливковым маслом с пристани. Братство трудилось весь день на тяжелых работах. К вечеру все сильно устали. Но вот они слышат с моря сигнал кораблика. Это значит, что кому-то надо идти вниз на пристань и забрать бочку с маслом, которую привезли для братства. Видя, что старец Иосиф опечалился, понимая, что посылать некого, что все устали, Харлампий сам вызвался выполнить это послушание. «Иди дитя мое, а я буду за тебя молиться» - благословил его Старец.
Харлампий спустился вниз к морю, взял на плечи бочку и на гнущихся от усталости ногах стал подыматься вверх по узкой тропке на скалы к монастырю. Но чудесным образом вес бочки стал как будто уменьшаться и в конце концов у Харлампия появилось чувство, что не он несет бочку, а она сама его толкает вверх по тропинке. Путь от моря до монастыря груженый осел проделывал за 45 минут, а то и за час. Харлампий, с 50 килограммовой бочкой масла на спине, проделал этот путь за пол- часа, нисколько не утомившись.
Прошло время, и старец Харлампий стал известным на Афоне духовником. Начало его духовничества положил старец Гавриил, один из уважаемых игуменов святой горы. Рассмотрев в Харлампии человека мудрого и духоносного, он сам пришел к нему в Новый Скит и официально предложил стать духовником монастыря Дионисиат. Отец Харлампий отказывался и был неумолим. Видя его непреклонность, мудрый игумен сказал:
«Принеси-ка мне епитрахиль, я прочитаю тебе разрешительную молитву». Отец Харлампий становится на колени, наклоняет голову, игумен накрывает его епитрахилью и говорит: «Вот я, возложив тебе на выю епитрахиль, повелеваю тебе за послушание, с сегодняшнего дня вступить в должность духовника нашей святой обители». На что отец Харлампий смиренно с готовностью отвечает «Благословите геронда (греч «старец»). Воля Божия да будет».
С тех пор, на протяжении многих лет, отец Харлампий несет послушание духовника монастыря Дионисиад, за что его и называют Дионисиатским. Прошло немного времени, и слава о нем пронеслась не только по всему Афону, но и далеко за его пределами. К отцу Харлампию стали приходить не только монахи, но и верующие люди со всей Греции.
Старец был очень строг по отношению к тем, кто совершил аборты, считая их хладнокровным убийством беззащитных людей. Греховным он полагал и сознательнее нежелание супругов иметь детей. Тех, кто для этой цели применял разные медицинские средства вообще отлучал от Причастия. Причиной неудачных браков и распадов семей он видел в удалении от Матери Церкви и ее Таинств. К нему приходили разные люди. Вот один из многих случаев.
/ прод. след/
протоиерей Игорь Рябко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев