Когда-то, дай Бог памяти, кажется в 2000 году, на пороге III тысячелетия, была встреча православной интеллигенции в библиотеке им. Н.Ф.Фёдорова на окраине Москвы. Собравшиеся хором, в единомыслии утверждали, что личность человеческая есть семя Древа Жизни, наконец, и самый Ствол Его. Особенно усердствовал в славословии и логически, и богословски обосновывал эту немоложавую и не соответствующую действительности мысль, господин Борис Георгиевич Режабек.
Он даже умудрился привести, в качестве бесспорного доказательства её истинности, 15 главу Евангелия Иоанна, где говорится о Древе Жизни. Пришлось мне напомнить слова: «Аз есмь Лоза, а вы рождие (ветви)». Это «последователей Н.Ф.Фёдорова» нисколько не смутило, и они пуще прежнего, принялись настаивать на том, что все мы, если мы еслитолько являемся личностями, а не стадными животными, пребываем по благодати в Христовой Личности, и чрез то обоживаемся, ипостасируемся в своей человеческой Ипостаси от Него. На мой вопрос, как же тогда быть с Духом Святым, последовал ответ, что Дух Святый есть Дух Сына Божия, и также как Он, освящает личность.
Когда же присутствующие услышали от меня, что у Иоанна Богослова в 15 главе речь идёт о Сыне Божием – как об энтелехии Рода Человеческого, на котором личность отдельного человека может являться только как ветвь, но не как ствол и семя, возмущению их не было предела. Как же мог найтись в их духовной христианской среде, такой, прости Господи, толпарь и почвенник, способный на унижение человеческой Ипостаси ?!
А между тем весь Евангельский текст и гениальная философия Н.Ф.Фёдорова говорят не о спасении отдельного лица, но о Спасении Рода человеческого. И потому, что праздник Рода – Семик – Пятидесятница (7х7+1=49+1=50) невозможен без цветения отдельных ветвей на едином стволе Древа Жизни, в Церковь, которая в этот день, когда «Земля – Именинница», – как на Родовое Древо вносятся вайи (ветви), и только в Соборном Единстве многих ветвей, то есть от Имени Рода, возносится молитва, которая по Родовому Древу («мыслию по Древу» - «Слово о полку Игореве») устремляется «Орлом под облакы», призывая Дух Святый, нисходящий Свыше на тех, кто пребывает в Соборном Единстве, в заботе о земле и Отечестве, и в искренней Любви к ближним.
Нет, Дух не может разделяться «на огненные языки» для того, чтобы благо-словить личную и конфессиональную обособленность, Дух Святый не «ипостасируется» ради земного грешного человека, но приходит только туда, где осуществляется Любовью Соборное Единство.
«Идея общежития как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве, назовётся ли она по-гречески киновией или по-латыни коммунизмом, всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней как вожделеннейшая заповедь жизни, - была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре Преподобным Сергием и распространялась оттуда, от Дома Троицы, как центра колонизации и территориальной, и хозяйственной, и художественной, и просветительной и, наконец, моральной.
…Идея Пресвятой Троицы для Преподобного Сергия была в порядке общественного строительства, заповедью общежития. «Там не говорят: это моё, это твоё: оттуда изгнаны слова сии, служащие причиною бесчисленного множества распрей», - писал в своё время св. Иоанн Златоуст о современных ему общежительных монастырях. Общежительство знаменует всегда духовный подъём: таковым было начало христианства. Начало Киевской Руси также было ознаменовано введением общежития, центр какового возникает в Киево-Печерской Лавре вскоре после крещения Руси; и начало Руси Московской, опять-таки приобщившейся новому духовному созерцанию, отмечено введением в центре Руси Московской общежития, по совету и с благословения умирающей Византии….
… После Софии - Премудрости Пресвятая Троица – это второй символ русского духа; под знаком его развёртывается дальнейшая русская история, и достойно внимания, хоть иного и ждать было нельзя, что величайший литургический сдвиг, в котором, своим чередом, выразилась Русская Идея и своеобразные черты русского духа связываются с именем Преподобного Сергия. Я говорю о Троичном дне как литургическом творчестве именно русской культуры и даже, определённее, - творчестве Преподобного Сергия. Напомним, что Византия не знала этого праздника, как не знала она ни Троичных икон, ни Троичных храмов. Последнее слово Византии, в области догматической, стало источным выходом первых творческих сил русской культуры.
Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть, делаясь праздником Пресвятой Троицы, причём третья молитва на вечерне, обращённая ко Христу, соединяется теперь с новой молитвой – к Духу Святому, впоследствии отменённой, согласно Византийскому образцу, реакционною и вообще антинациональною деятельностью патриарха Никона.
Почитание же Духа Утешителя, Надежды Божественной, как духовного начала женственности, сплетается с циклом представлений Софийных и переносится на последующий за Троицей день – День Духа Святого, в каковой, по проникновенной догадке нашего народа, «Земля – именинница», т.е. празднует своего Ангела, свою духовную Сущность – Радость, Красоту, Вечную Женственность…. Чтитель Пресвятой Троицы, Преподобный Сергий строит Троичный храм, видя в нём призыв к Единству земли русской во Имя Высшей Реальности. Строит храм Пресвятой Троицы, «чтобы постоянным взиранием на него, - по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия, - побеждать страх пред ненавистною раздельностью мира».
Троица называется Живоначальной, т.е. началом, истоком и родником жизни, как единосущная и нераздельная, ибо единство в Любви есть жизнь и начало жизни, вражда же раздоры и разделения разрушают, губят и приводят к Смерти. Смертоносной раздельности противостоит Живоначальное Единство, осуществляемое духовным подвигом любви и взаимного понимания. По творческому замыслу основателя, Троичный храм, гениально им, можно сказать открытый, есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви. Он должен был стать центром культурного объединения Руси, в котором найдут себе точку опоры и высшее оправдание все стороны русской жизни.
Широкое гостеприимство, заповеданное Преподобным Сергием,… дары всех родов, начиная от хлеба и кончая исцелением душ и тел, причём не забыты даже утешения детям – игрушки, самим Преподобным изготовляемые, всё это вместе, по замыслу гениального открывателя Троичного культурного идеала России, должно было стать благоприятным условием для «взирания» на храм Пресвятой Троицы и созерцания в нём Первообраза Божественного Единства» (П.А.Флоренский, «Троице-Сергиева Лавра и Россия »).
« …Преподобный Сергий имел опытное ведение о Пресвятой Троице, он знал, что делал. Ибо, помимо схоластически-спекулятивного постижения догмата о троичности, есть прямое ведение о Ней, обетованное и засвидетельствованное Спасителем: «аще кто любит Мя, Слово соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима» (Ин., гл.14, ст.23), и на этот путь ведения вступил преподобный с самого начала жизни своей, так что в 23-х летнем юноше уже открылся чтитель Пресвятой Троицы….
Соборность любви есть Церковь, человеческий род в своём оцерковлении, богоуподоблении, обожении, которое и есть цель и задача человеческой жизни. И об этом молится Сын Единородный в своей первосвященнической молитве, в которой Он определяет последнюю цель творения. «Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да тии в нас едино будут» (Ин., гл 17, ст. 21). «Да будут совершени во едино» (23) «да любы, Ею же Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них»(26)…. В безвременье вышел преподобный плотник на труд строительства Града Божия, в котором камение – суть человеческие сердца, на собирание душ, на братотворение, на воцерковление, да будут вси едино по образу Божию, по Образу Пресвятой Троицы….
Преподобный Сергий, отшельник, ушедший от мира в дремучий бор, стал духовным собирателем Руси, и её духовным вождём…Чем привлекал и покорял он души людей, от которых он уходил в пустыню, куда они к нему, однако, собирались? В чём сила этой соборности? В том, что сама эта соборность, образ во Святой Троице сущаго Бога, ярким светом горела в его сердце. Он сам совершил подвиг соборности в сокровенности сердца своего, победив себялюбие, жертвенно отвергшись себя в любви к другому, живя уже не в себе и для себя, но в другом и для другого. Он хотел и умел оставаться в тени, будучи для всех светочем, занимать второе место, имея в действительности во всём первое…
Ибо любовь есть себя отвержение, себя невидение, себяотдание, себяодоление, от себя освобождение. Любовь есть жизнь не собой, а другим, она есть освобождение от своего себялюбивого «я», застящего умное солнце. И тот, кто причастится к любви-смирению, в меру того ему открывается таинство Триединства Божия…Постижение Бога-Любви ведёт за собой и постижение любви Бога. Любовь Божия, осуществляемая Триединством, изливается из Него и за пределы Трёх…. Вседовольный и всеблаженный Бог самоуничижается в смирении и любви Своей и ставит рядом с собой Своё творение….
Подвижник, уходящий от мира ради любви к Богу и любви к миру в Боге, не есть сумрачный мироненавистник, самоубийца, он есть чтитель мира в истине его, в славе его, ибо он есть чтитель Богоматери. В преподобном Сергие мы знаем, непосредственно чувствуем эту любовь к божественному космосу, который светится даже через этот греховный облик мира: и этот лес, в котором жил он среди природы, и этот медведь у чащи лесной, которого имел он своим другом, и эти пернатые жители леса, которые недаром явились ему в видении птиц, - всё это говорит о каком-то благодатном его слиянии с природой, ведомом чистому сердцу….
Он был не только чтителем, но и избранником Божией Матери, которая сама его так нарекла в дивном явлении Своему преподобному. То было в старости его, за несколько лет до кончины. Пречистая явилась ему в великом сиянии в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна ( в этом же сопровождении Она дважды являлась и дивному старцу земли русской преподобному Серафиму). … Два первоапостола Пётр и Иоанн выражают собой полноту власти апостольства: первенство Петра, как старейшины апостольского лика, восполняется и превозмогается первенством любви – возлюбленного ученика Спасителя, тайновидца и богослова по божественному усыновлению сына Матери Божией. И с ним Она сама как личное воплощение, сердце Церкви, тварное её возглавление.
В этом видении сосредоточена потому вся полнота Церкви, как человеческого общества, возглавляемого Матерью Божией в сослужении двух первоапостолов. Видение Божией Матери преподобному Сергию есть поэтому видение Церкви, явленный ему догмат её….Есть звёзды различной величины, блеска и цвета, и есть созвездие, особое соединение звёзд. И если до сих пор мы останавливали внимание только на отдельных звёздах Сергиева богомудрия, в их особенности, то не менее важно само их созвездие, как горит оно на своде небесном и как меняется оно в наших глазах вместе с движением ночного свода.
Святая Троица, Боговоплощение, Премудрость Божия, - Церковь, Богоматерь, мир, - вот это созвездие, вот эта проблематика. Характерная не только содержанием, но и соотношением проблем…. Поднимем голову и над нами в небесах горит созвездие преподобного Сергия, в нём мы с радостью зрим знаки и находим и наши собственные думы, по ним определяем направление и нашего корабля. Мы в своём нынешнем богословском самоопределении сознаём себя находящимися в духовном вертограде преподобного Сергия, внемлем его заветам» (С.Н.Булгаков, «Благодатные заветы преподобного Сергия», ж. «Путь», №5, октябрь-ноябрь, 1926).
Как видим, именно в Святой Руси преподобным Сергием Радонежским была впервые высказана Русская Идея, противопоставившая «ненавистной розни мира» идеалы жизни в Любви Пресвятой Троицы. «Ненавистной» - очень точно сказано преподобным «Троицким Игуменом» о «нави» - наваждении субъективизма, несущем рознь и потому конечно никоим образом не могущем пребывать в Отце, Духе и Сыне. По Сергию Радонежскому Троица – есть Жертвенная Любовь, побеждающая ненавистную рознь мира, и потому человек, возсозданный в Духе по Образу Пресвятой Троицы есть единосущное со своими ближними соборное бытие: «У множества же уверовавших было одно сердце, и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» («Деяния Апостолов», гл.4, ст. 32).
Со времени Преподобного Сергия Заповедь о Родстве нашла особое почитание именно в русской православной церкви как новое практическое осмысление догмата Пресвятой Троицы, как понимание единосущного единства и родства и его художественного воплощения Андреем Рублёвым в иконе «Троица». Впоследствии, выражая то новое, что было привнесено русским мышлением в христианство, великий русский философ Н.Ф.Фёдоров писал: «Весь Закон заключается в одной Богоподобной Заповеди о Родстве, ищите братства, а всё прочее само собою приложится, ибо при истинном братстве невозможно поругание свободы и неравенство».
Таким образом, Святая Русь раскрыла тайну Пресвятой Троицы не отвлечённо, рационалистически, но жизненно и практически как Заповедь, как Идеал, как Проект Бытия, и в отношении к догмату Троичности можно выделить три этапа Его разумения:
1) Мистическое непонимание и тайна
2) Литургический сдвиг
3) Понимание Троицы, как основной Заповеди, идеала и нормы родового и церковного бытия.
Если Ветхий Завет открывает Единого Бога, извращённого ветхозаветными «христианами» в единственность их «господа», то Пресвятая Троица в Новом Завете есть уже возврат к подлинному Единству, через различение, раскрытие и слияние Отца, Духа и Сына в Любви. Рождение раскрывается в Троице как Жертва, и осуществляется через Жертвенную Любовь, и в Жертвенной Любви рождённого, через Жертву осуществляется Три – Единство.
Как может быть Отец без Сына и без нисходящей свыше на Сына Любви Отчей – Духа Святаго – Духа Единосущия? Уподобление твари Богу совершается лишь тогда, когда в ней есть жертвователь, жертва и Единство. Один – это еретическая умаленность единства.
Проявляется ли Любовь через Сына? Или Сам Сын из Себя рождает Любовь? – Вот в этом и суть вопроса о Святом Духе:
Сын рождён Любовью Отца. Любовь в Отце – Святой Дух. Сын возвращает Отцу Свою и Его Любовь, стало быть Сын исполняется Духом Святым Любви к Отцу. Итак: Отец, Дух, Сын.
В слове Едино – Родный раскрытие тайны Сына. Отец Любовью рождает Сына, через Его Род, творя роды бытия, и в уподоблении себя Сыну Единородному, через жертвенную любовь творение соединяется с Творцом.
По Н.Ф. Фёдорову:
1) Воля Бога отцов не мёртвых, а живых
2) Воля Сына, давшего Заповедь собирания
3) Воля Святаго Духа, действующая через собирающих и научающих.
Сын ушёл к Отцу, призвав на землю жертвенной любовью к ближним в роде праведном Святый Дух. И мы, ближние Ему, имея Заповеди от Него, его Смотрение на мир, восходим Святым Духом к Отцу нашему Небесному. Да, мы можем молитвенно обращаться к Сыну Единородному, Богородице Марии, святым и пророкам, но, поклоняясь свершением Истины в Духе, по Смотрению Сына, уподобляя себя Ему, обретая от Него богосыновство, не следует забывать и о человеческом достоинстве: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, истиною в Духе достоит кланятися» (Ин., гл.4, ст.24), «…Грядёт час, и ныне есть, егда истинные поклонники поклонятся Отцу истиною в Духе: ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему» (Ин., гл.4, ст.23), «Несть ли писано в законе: Аз рех: бози есте; Отец мой назвал богами, к ним же Слово Его бысть и не может разоритися Писание» (Пс.81, ст.6; Ин., гл.10, ст.34-35).
Сын Единородный подвигом в жертвенной любви к ближним не для того призвал Дух Святый на землю, чтобы ближние в Роде Его, не чувствуя близости к Нему, считали себя послушными рабами властей нечестивых, мирских и «духовных», не смея главы поднять от земли к Небу. Пора человеку, прообразуя собою Крест (см. у Н.Ф.Фёдорова - «Горизонтальное положение и вертикальное – смерть и жизнь»), уверенно принять вертикальное положение.
Ясно, конечно, что Единство Бога с человеком стало возможным только благодаря Крестной Жертве Сына Единородного Христа Иисуса, но в русском православии Сын Человеческий как бы посторонился Сам, дабы дать место Духу и Отцу и призвал к смирению и кротости по отношению к ближним и своих учеников. Очень смело было для православных христиан в День своего Рода и Поминовения Пресвятой Троицы нарочито праздновать Величие Отца и Духа… превознося Их и подразумевая везде, как и всегда Сына, но не льстить Ему особым поминовением в эти дни.
Само таковое празднование ставило на первое место Единение человека в Духе Истины с Родом своим Праведным, а затем соборно и Род человеческий с Отцом Небесным. Таким образом у нас, русских, Вера получает за-вершение в творчестве, труде на благо ближних и ради Бога, когда крестьянин, зодчий, иконописец, святой подвижник и князь строят соборно свой праведный и чистый, полный Любви и Света мир ( «а на миру и смерть красна»). Мир, более реальный и живой, чем «окружающее» нас, текущее, уходящее мимо пространство и время.
Глубочайшая разница у нас с Западом в том, что Художественная реальность строится на земле Святой Руси на основе молитвенного проникновения в Горний Мир Прави, ничего общего не имеющий с субъективной человеческой волей личности. В иконе, храме видим чувствительность к горнему, реально сущему и её экстериоризацию в молитве, но не к навь-аждению «оригинального» своевольного лица. И потому светлые Лики Святых Образов чужды экспрессии, конкретному мгновенному впечатлению в пространстве и времени.
«И свет ясный, невечерний, тихо засияет,
Обнимитесь мои братья, молю вас, желаю вам блага» (Т.Г.Шевченко). https://youtu.be/P8BspW34hc4
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1