Белгородец Максим Гладких опубликовал в твиттере большой тред о том, как и зачем они взяли из детдома взрослого ребёнка под опеку.
Именно тогда я дал три обещания: 1. большая семья (минимум 3 ребенка) 2. свой дом, а не квартира 3. обязательно один ребенок из детдома
Дом мы начали строить чуть позже (через 5 лет), потом родился сын. И вот, когда ему исполнилось 4 года Настя подняла вопрос — ну чо-чо, когда займемся вопросом удочерения/усыновления.
Я долго ломался, ибо страшно, идет строительство дома, все деньги туда, жить и так сложно, а тут еще один ребенок, но по итогу сказал, что ок, давай запускать этот механизм.
Настя занималась всем юр вопросами, и в декабре 16 года мы пошли в школу приемных родителей. Без шуток — это ахренительное место, где очень много рассказывают про детей и мы слушали и видели прямо все моменты/проблемы с сыном.
Там психолог, юрист, люди, что давно занимаются опекой. В общем полезное место для всех, особенно для будущих родителей. Истории про успехи и неудачи, про сложности. (Например про ребенка, который до 6 лет жил по подвалам и первые полгода в семье спал только на лестнице)
Примерно в это время мы узнали, что Настя беременна, но решили, что от плана не откажемся. Но весной у нас (у меня) случилась беда (мб потом расскажу, хотя многие в курсе), которая очень усложнила жизнь, я не смог окончить эту школу и вопрос опеки остался открыт.
В 17 родилась дочка, в 18 мы переехали в дом, вопрос опеки отложили, потому что нужно было много работ по дому, чтобы органы опеки дали разрешение, что у нас можно жить. В 19 родилась младшая дочка, продолжался ремонт, смена работы, решение проблем, в общем ничего особенного.
В 20 году Настя вновь поднимает вопрос, но теперь уже мы решаем не усыновление, а опеку над взрослым ребенком, потому, что это та категория, кого уже не берут и они выходят из детдомов с нулевыми знаниями о жизни.
Нет, мы не спасаем ее/хотим быть хорошими/решили поживиться на государстве. Мы хотим помочь ей не повторить путь своих родителей и чтобы ее дети не оказались в детдоме. Т.е. мы хотим помочь ее будущим детям.
В 20 году Настя собирает документы, справки, разрешения и ездит это всё оформлять, так же проходит курсы по программе «Семья в поддержку», где рассказывают, как жить, воспитывать и воспринимать взрослых детей. Очень крутой курс с большим количеством информации.
И вот в 21 году, Мы решаем, что в августе берем ребенка. Настя выбрала по базе детей. Очень тяжелый процесс, у нее разрывалось сердце, а я просил не рассказывать и не показывать детей, чтобы самому не рыдать.
По итогу она выбрала девочку. У нее старший брат (17) и сестра (16), в детдоме она с трех лет. Сестра ушла из детдома, учится в училище, живет в общежитии, брату весной уходит из детдома, т.к. 18 лет будет.
И вот, в сентябре Настя едет знакомиться с ней, привозит к нам на гостевой режим (это когда ребенка берут в дом на выходные/каникулы/праздники), чтобы она сама решила, устроим ли мы ее.
Настю отговаривали в детдоме, потому что у Даши все очень плохо с учебой (ОЧЕНЬ), что она хамка, грубит и вообще ****-****. Дашу отговаривали от нас, чтобы она осталась (думаю из-за того, что она танцевала и участвовала в конкурсах) Ладно, пока перерыв, потом продолжу.
Продолжу. Чуть не забыл про важный момент — отношение наших детей. Сын про приемного ребенка начал спрашивать с 5 лет, когда узнал, что дети от которых отказались родители и мы с ним поговорили на тему того, что хотим взять такого ребенка.
Т.е. лет в 6 он подошел к Насте и спросил — «мама, а когда вы заберете ребенка из детдома, ему ведь там грустно». Я тогда прослезился, это было очень сильно. Ну а девочки не видят никаких проблем в Даше =)
Дашу мы забирали на гостевой до конца первой четверти. Ну и затем забрали полностью. За это время она познакомилась с нами, увидела как мы живем, как едим, узнала наших друзей. Страдала, что жить надо в «деревне» и ходить в «деревенскую» школу.
Для нее мы сделали ремонт в Настином кабинете (бывшем), теперь это Дашина комната. С ней ездили покупать обои, текстиль, люстру. Выбирала сама, Настя следила, чтобы все совпадало по цвету/стилю. Комната небольшая, т.к. не планировалась жилой. С люком на крышу =)
Когда были в Леруа Мерлен, то у Даши был огромное удивление, что есть такие большие магазины, она даже некоторое время носилась между стеллажами, потому что — ну нифига себе сколько здесь всего.
Сейчас у нее комната, в которой шкаф, кровать, комод, стол, стеллаж.
Ну и еще она безумно рада, что есть дверь, которую можно закрыть на замок и никто не войдет. Пока что я потихоньку пытаюсь её отучить закрывать дверь на замок всё время, она говорит, что это привычка, ведь так ее никто не побеспокоит. Я не давлю.
Мне потребовалось 2 месяца, чтобы она начала оставлять зубную щетку, пасту, полотенцу в ванной. Я заметил это у нее на подоконнике и удивился. Так же она не хотела вещи в корзину кидать и стирала вручную. Три месяца спустя уже не заморачивается и бросает в корзину.
Один из интересных моментов — когда Настя ее второй раз отвозила в детдом, то Даша сказала, что согласна жить у нас и одним из фактов было то, что в машине нет ароматизатора, мы спокойно общаемся, и у нас ласковые девочки.
Плюс сама Даша очень хорошо относится к малышам (особенно к самой младшей, ту она на руках таскала). Да и у нас кошки же, которых можно гладить. Первые дни она постоянно просилась на улицу и каталась на велосипеде. Для нее это был другой мир.
Оказывается в детдомах они редко бывают на улице, детдом → школа (обычная городская) → детдом. По выходным иногда в храм. Иногда всех вместе водят в кинотеатр, или батутный клуб. А тут гуляй-нехочу (хоть и не особо где), но ей нравилась возможность просто быть на улице.
Как к нашему решения отнеслись окружающие. Моя мама ничего не сказала (она морально была готова). Папа и тётя начали отговаривать, на что получили ответ, что я их просто уведомил, а не спрашиваю разрешения. Основная претензия — взрослый ребенок. Настины родители сказали — ок.
Друзья — говорят, с одной стороны что мы большие молодцы, но с другой мы поехавшие =) Соседи, говорят мы молодцы и делаем важное дело. Мы же не считаем, что это что-то невероятное, нет ничего героического, просто живем по своему принципу, когда хотим помогать.
Учеба: в предлыдущей школе Даша училась в классе коррекции по программе ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), т.е. их не толком не нагружали домашкой и вообще толком не проверяли знания. У нее одни тройки были.
В первую неделю Настя нашла репетиторов по математике и русском. С учебой не просто плохо, а очень плохо. По русскому ее начали учить азам с 5 класса, по математике учили делению в столбик. И это ребенок в 14 лет.
На днях она пришла со школы и с радостью рассказывала, что ее на русском спросили и она рассказала правило. Это того стоит =)
Первую четверть мы не проверяли ее домашку, она была против, мы же не давили, т.к. хотели, чтобы она вливалась в учебу, новые условия жизни и не было сильного стресса.
В школе предложили ей выбрать программу ОВЗ, на что Настя была против и сказала, что пусть учиться как все. Будет сложно, но это необходимо. Даша против учебы, т.к. считает, что это ей не нужно. На вопрос, как она будет зарабатывать мы услышали несколько версий.
Открою свой салон красоты. Откуда деньги? Найду богатого мужчину в ресторане.
2. Буду работать в магните, там платят нормально. Когда мы прикинули бюджет зарплаты кассира из магнита, она очень расстроилась.
3. Буду тиктокером, они хорошо зарабатывают.
4. Поеду работать дворником в Москве. Там платят хорошо и квартиру дают. На вопрос, откуда такие сведения — сказала, что это им в детдоме рассказывали (ой не уверен, что в детдоме).
Настю раза 4 за месяц вызывали в школу. Стандартный набор — не слушается, не готовится к занятиям, хамит, дерзит, ленится. Вплоть до того, что ее одноклассники одергивают, чтобы она не дерзила учителям.
На что Настя ответила — что вы от меня хотите? Чтобы я ее ругала/наказывала? Это так не работает, что у нас нет перед ней авторитета и появится он года через 2-3. А сейчас учить ее (нам — как вести себя в школе), и ждать исправления.
Из плюсов — ее классная сказала, что Даша довольно сильно изменилась за вторую четверть. Стала внимательнее и уже не уходит в себя (защитная реакция детдомовцев — когда на них кричат, ругаются, или им скучно, то они просто замыкаются в себе и смотрят пустым взглядом).
За время, что она у нас заметно, как она меняется, как психологически, так и физически. Сейчас я учу ее, что такое личное пространство, что такое уважение к окружающим и как это работает. Что даже у кошек/собак есть личные границы и не надо их хватать на руки, когда те спят.
Сложно, но необходимо. Так же как и карманные. Настя ей завела карту и раз в неделю переводит 400р. Но их она получает только при условии, что делает 3 дела в день для помощи нам (убирать/сидеть с девочками/помогать готовить).
Она уже запомнила, что деньги надо экономить, а не тратить все за раз, а потом просить в счет следующих карманных. И если она хочет поехать в город, то надо чтоб были деньги на проезд.
Такс, смотрю, тут получается, что Даша прямо демон какой-то. Нет, обычный подросток, который не умеет некоторых вещей. Она хорошая девочка с которой можно договориться, поговорить, обсудить разные вопросы.
Немного о Дашиной семье (это больше настя знает): мать лишена родительских прав, отец умер, они втроем были на попечении у бабушки и она их сдала в детдом. Если не ошибаюсь, ей было 3, сестре 6-7, брату 8. Бабушка их брала на новогодние, иногда на выходные. Настя познакомилась.
Завтра к нам в гости с ночевкой приезжает Дашина сестра. С братом они поругались (даже не пытался понять, т.к. нужна версия обоих сторон, а то получается, что Даша ничего не делала, а он разозлился на нее) и не общаются уже месяца 4.
Это не конец. Потом продожду.
На ночь небольшая история. У меня был долгий 12 часов рабочий день, который завершился 3х часовым совещанием. Была пятница, я поехал в магазин за парой бутылок пива, чтобы посмотреть трансляцию TopDog и очистить голову.
Захожу в магазин и тут какая тетка начинает говорить «4а? Вы 4а?» Я не понимаю, о чем она. Она уточняет учится ли мой сын в 4а. Я говорю да. На что она говорит, что только что видела мою дочь с компанией и у нее была электронная сигарета.
И вот она ее отобрала у нее и теперь отдаст завучу. Штож. Ей очень повезло, что в тот момент я был очень уставший и не начал качать тему, что она совершила грабеж, причем при свидетелях, и что забирать у ребенка ничего нельзя, и максимум, что она могла сделать — позвонить нам.
Но я был уставший и сказал, что разберусь. Приезжаю домой, а на крыльце стоит Даша и начинает за 15 метром до меня кричать, что это не ее, взяла посмотреть у мальчика и вообще она не курит. Я ей говрю — Даша, расслабь булки, я знаю, что ты не куришь, не паникуй. Разберемся.
Поднимаюсь к себе в кабинет с мыслью просто сесть в кресло, включить видео и отключить голову. Даша продолжает меня преследовать со словами, что это нее, она не курит. Я повторяю, что верю, что мы разберемся, и чтобы она не паниковала. Она чуть ли не в слезы.
Говорит, что очень боялась, что мы будем ругаться. Просит забрать сигарету, говорит, что мальчик просит ее вернуть ему, можно даже его родителям, они знают, что он курит (я не верю).
Настя с каменным лицом сидит и не влазит в наш диалог (у нас правило, что если кто-то из нас разговаривает с ребенком и не просит помощи другого, то второй не вмешивается).
Даша уходит, приходит Настя и говорит, что будем делать, на что я прошу перенести эту беседу на завтра, но в любом случае я или она пойдем в школу и заберем сигарету, а вернём только родителям этого мальчика (хер ему, а не сигарета). Я сижу, а у меня от усталости течет слеза.
В итоге Настя едет в школу, ей начинают вычитывать, что вот, Даша нарушает режим, бла-бла-бла. Настя говорит, что это не нее, а чье мы говорить не будем, разберемся сами, плюс это было не в школе и не в школьное время, поэтому педагога это не должно сильно напрягать.
Забирает сигарету и едет домой. Дома Даша просит отдать ей сигарету, чтобы отдать мальчику. Настя просит телефон родителей парня, чтобы договориться о встрече и вернуть им сигарету (он же утверждает, что они в курсе).
Ожидаемо он сливается и пытается поставить Дашу на деньги, типа у нее забрали его сигарету, вот пусть и компенсирует ее стоимость. Я с ее телефона отправляю ему голосовое, где спокойно говорю, что дружище, ты клялся, что родители в курсе, ну так мы не против вернуть.
Но только твоему папе или маме. Все равно кому. В итоге он сливается
В компании пара ребят начинают обвинять Дашу в крысятничестве, что она вот попалилась и не возвращает то, что у нее забрали. Даша начинает страдать. Я объясняю ей, что из нее сделали крайнюю, что когда у нее забирали сигарету все были рядом и никто не сказал, что она не твоя.
Почему же все промолчали? Ответ «порадовал»: оказывается посчитали, что раз она под опекой, то мы ее не будем ругать и ей ничего не будет. Изумительная логика. В итоге я объсянил ей, что ее просто сделали крайней и не стоит на такое вестись.
Что да, мы будем полностью разбираться в ситуации, что мы на ее стороне, но нужно защищать себя тоже. Ведь ее слабостью могут воспользоваться другие и вот тут мы не поможем.
Сейчас у нее с компанией все в порядке, они тусят вместе. И я ей тогда сказал, что если она попадет в любую заварушку, то пусть звонит мне. Не Насте, а мне. Я приеду и поговорю с любым, кто угрожает ей. Надеюсь, она мне поверила.
Еще немного про «дрессуру» детей в детдоме. На эти выходные к нам приезжала Дашина старшая сестра — Таня. Вечером мы сели все вместе играть в настолки. Ну и я регулярно тормозил Дашу и сына — они когда играют, то у них начинается борьба.
Постоянно друг друга подгоняют, пытаются уязвить. Ну и Даша включает «ой, мне не интересно, ой я пошла отсюда, а чего ты долго думаешь?» Пытается жульничать, подглядывать, меня правила. На что сын возмущается (что логично).
В общем — сидим, играем, и я понимаю, что Таня буквально каждые две минут дергает Дашу «успокойся, сиди спокойной». Ну а потом и говорит: «Если честно, то я удивлена, что вы ее не вернули назад через неделю. Это же Даша. От нее все рыдали». Дашка сидит и светится как гривенник.
Потом Даша подхватывает: «А я когда с вещами уходила, то ко мне подошла (не помню, пусть МарьИванна) и сказала — ну что, Даша, уезжаешь? Ничего, они поймут какая ты и сразу вернут. Но мы тебя не возьмем, поедешь в Шебекинский детский дом, или в Старый Оскол»
О том, что Дашу отговаривали к нам идти, она говорила. Так же звонили ее бабушке и просили, чтобы она Дашу убедила написать отказ. Её тренер по танцам говорила — тебя берут как прислугу, вот у них есть дети и ты будешь с ними сидеть, как бесплатная рабочая сила.
И вот что меня больше поражает — это какая там дрессура и запугивание, если Таня, которая сама подросток и которой 16, так боится быть чуть громче, чем им разрешали и обычном детском поведении видит нечто такое, из-за чего могут вернуть (сука, у меня от этой мысли дурно).
Мы Тане предложили, чтобы она к нам приезжала на выходные, когда захочет. Им обеим это будет полезно. Даше — ей нужна старшая сестра, которая с ней о вещах девушек поговорит, а Тане нужна Даша — это ее сестра, хоть Таня и тиранит ее, но они любят друг друга.
Из забавного. Мы постелили Тане в игровой (там диван), ну в итоге они спали вместе, потому что соскучились и вообще, «они всегда спали вместе, когда были у бабушки». Ну а потом они пол-утра сидели и Таня учила краситься Дашу, и к итогу та была похожа на енота =)
Немного про изменения. В самом начале Даша сказала, что вообще не есть из молочки, кроме молока. Спустя 4 месяца уже сама себе творог с сахаром и сметаной делала и даже сыр добавила в бутерброд.
Вчера пришла воодушевленная. Писали контрольную и она сделала всего 20 ошибок. Говорит, что раньше было не меня 35-40. И такая: «а вы знаете, что слово «жжет» пишется с двумя «ж»?» Очень большая проблема в ее кругозоре — это тикток. Она верит всему, что там видит.
Рассказывала, что в тиктоке видела ролик с краем земли. Пришлось начать издалека:
- Даша, какой формы Земля?
- Круглая, я что совсем тупая?
- Нет, я так не думаю. А ты можешь на мячике показать, где его край?
- Нет. Но ведь в тиктоке...
И так со многими моментами.
Радует, что она начинает задавать вопросы и интересоваться чем-то за пределами тиктока. Сейчас одна из целей настольных игр, чтобы она научилась получать удовольствие и ценить процесс, а не результат. Для нее главное, что будет в конце, а не сама игра/фильм/история. https://mobile.twitter.com/gladkih_m/status/1484095778788413441
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2