Идеальный способ культурно обогатиться и восхититься одновременно — посетить камерный музыкальный театр. За фасадом здания скрывается самый настоящий готический грот, где тьму разрезает свет свечей, выхватывая сталактиты, свисающие с потолка.
Заядлые театралы точно хотя бы раз бывали в театре на Галерной улице и наверняка знают об этом причудливом гроте. Но всё равно даже многие коренные петербуржцы не знают, какая красота в духе стокеровского «Дракулы» или какого-нибудь викторианского ужастика скрывается под крышей старинного особняка в самом сердце культурной столицы.
Первоначально дом на Галерной, 33 был построен для кабинет-министра Волынского, которого казнили по делу о заговоре против Бирона. Тогда особняк перешёл во владение его дочери — супруге графа Ивана Илларионович Воронцова. Затем его не раз перестраивал, а в 1883 году дом купил видный петербургский предприниматель и меценат барон Сергей Павлович фон Дервиз. Именно по его велению архитектор Шрейбер перестроил особняк на новый манер, исполнив интерьер каждого помещения в уникальном стиле, как это было модно в те времена.
Для Дервиза Шрейбер строил настоящий сказочный дворец эпохи модерн, где воедино сливается ампир, елизаветинское барокко и пышный мавританский стиль. Так здесь и появились совершенно великолепные Мавританская гостиная с арабесками и гербами фон Дервиза, которая больше напоминает дворец какого-нибудь восточного правителя; Кленовая гостиная в стиле Людовика XVI с резными панелями и шелкографией художника Пенона на стенах, а также большой театральный зал в стиле рококо. Он вмещает 173 зрителя, которые оказываются в окружении статуй и огромных зеркал XIX века на стенах. Всё это сохранилось до сегодняшнего дня. Но главное — сохранилась особая камерная атмосфера, которая позволяет зрителю ощутить себя ближе к происходящему на сцене. И, казалось бы, особняку уже в общем-то и нечем удивить, но тут открывается ещё одна грань — особый зимний сад внутри дома на Галерной. Он выполнен в духе причудливого грота со стеклянным потолком. Со стен ниспадают сталагмиты, как в настоящей пещере. В фактурных стенах спрятаны светильники, которые придают помещению особую атмосферу в вечернее время.
В начале XX века барон всё-таки решил с домом расстаться, продав его сразу трём разным владельцам. Для этого здание условно разделили на части. А в 1911–1913 годах здесь располагался «Дом интермедий» Мейерхольда — театрального режиссёра и создателя актёрской системы, получившей название «биомеханика». В своём доме он творил под псевдонимом Доктор Дапертутто и по сути жил двойной жизнью. Доктор Дапертутто был двойником Всеволода Мейерхольда, потому что режиссёр, состоявший на государственной службе, не мог работать под своим именем в других театрах. Так, «Дом интермедий» стал местом, где формировался театр будущего. По сути Доктор Дапертутто подарил Петербургу первое кабаре (первое кабаре в России появилось двумя годами ранее — в 1908 в Москве двери открыла «Летучая мышь»). Несмотря на то что «Дом интермедий», где показывали «трагический балаган» «Шарф Коломбины», буффонаду «Блэк энд Уайт», пользовался популярностью, в связи с финансовыми проблемами театр Мейерхольду пришлось закрыть. И только спустя почти век на сцене, которую построил фон Дервиз, вновь закипела театральная жизнь.
В начале ХХI века в особняке на Галерной случилась обширная реставрация, и в день 300-летия Петербурга здесь открылся театр «Санктъ-Петербургъ Опера». Все представления проходят в старинных интерьерах — тех самых, где создавался театр будущего и открывались новые театральные формы. Даже Зимний сад до сих пор открыт. В стенах готического грота сейчас проходят вечера камерной музыки.
Место: Ст. М. Адмиралтейская, Галерная ул., 33.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев