Продолжение
Воспоминания К. Е. Осташовой о Пинюгской средней школе № 53.
Хочу поделиться с вами воспоминаниями о Пинюгской школе № 53, где я работала учителем начальных классов.
В 1957 году я окончила эту школу с отличными оценками и поступила в педучилище в городе Советске Кировской области. Через два года, в 1959-м, я завершила обучение и получила направление на работу в Сунский район. Но я попросила о переводе в Подосиновский район, который находился на севере и куда обычно не стремились попасть. Благодаря хлопотам директора Волкова В. В. я оказалась в родной Пинюгской школе № 53.
Мне выдали трудовую книжку, в которой появилась первая запись: «1959 VIII 15 Пинюгская средняя школа № 53 Назначить учителем начальных классов. Директор школы Волков. Приказ № 124 от 28.08.1959 по отделу учебного заведения».
Ещё до начала учебного года меня вызвал Сысоев Н. Н. и сообщил, что организуется поход по узкоколейке на озеро. Мне предстояло сопровождать детей из натуралистического кружка вместе с учителем физкультуры Шениным А. Н. и фельдшером Тимониным И. А.
Ребята были опытными туристами, поэтому трудностей не возникло: они знали, как поставить палатку и разжечь костёр. Программа на каждый день была увлекательной: поход по азимуту, поиск спрятанного клада, сбор растений для гербария и игра в волейбол. Мужчины в это время ловили щук и готовили из них вкусную уху по своему особому рецепту. Мы вернулись из похода бодрыми и отдохнувшими.
Мне же предстояло выполнить новое задание: вместе с учителем начальных классов Марией Васильевной Рыковой и девочками среднего звена мы отправились на Романовский угор. Там на поле росла кукуруза, которую нужно было прополоть.
Поле и кукуруза мне очень понравились: сорняков было немного, а кукуруза была просто красавицей — с прямым стеблем, зелёными гладкими и блестящими листьями. Правда, початков на ней ещё не было.
Вечером Мария Васильевна уехала домой по семейным обстоятельствам, а мы стали обустраивать жильё. После ужина мы улеглись спать: я на широкой лавке, а девочки — на матрасах, положив их поперёк и положив головы друг другу.
Ночью кто-то связал косички у девочек из одного ряда с косичками девочек из другого ряда. Утром они проснулись и закричали: «Ой, ой, больно!» Одна тянула в одну сторону, а другая — в другую. Сколько было смеха!
Раньше школьники любили ездить в колхоз именно из-за таких шуток, и у меня есть ещё немало подобных историй, которыми я могу поделиться.
1 сентября 1959 года наступил новый учебный год. За несколько дней до этого я увидела сон, который меня встревожил. Мне приснилось, что мои ученики бегают по партам, и я боялась, что на уроках не будет дисциплины. Однако сон не сбылся.
Все классы собрались на первом этаже. Мальчики были одеты в школьную форму из тонкого серого сукна: у кого-то был пиджак с чёрными брюками, а у кого-то гимнастёрка и такие же брюки, тоже серого цвета. Девочки носили коричневые платья, белый фартук, гольфы, а в будни надевали чёрный фартук и обычные чулочки. Школьная форма дисциплинирует учащихся, помогает им сосредоточиться на учёбе, и со стороны очень приятно смотреть на всех них. Но не стоит забывать и о материальной стороне вопроса.
Конечно, работать тогда было трудно. В классах было по 37–42 ученика, а у Марии Васильевны Рыковой класс был больше 50 человек.
На уроке чтения в первом классе я показывала печатную букву, а на чистописании письменную с нажимом волосяными линиями, не только буквы, но и целые слова, короткие предложения,а также прописывали цифры по арифметике, Авторучек тогда не было ,а писали обычными перьевыми ручками с чернильницей-непроливайкой. Чтобы сделать урок интересным, нужно было подготовить много наглядных пособий.
Иногда ребята болели, и чтобы они не отставали от программы, приходилось посещать их на дому. Слабеньких по учёбе я иногда приглашала домой.
Мне хотелось, чтобы мои ученики не только учились, но и достигали хороших результатов. Я мечтала, чтобы они получали четвёрки и пятёрки или, как минимум, твёрдые тройки.
В нашем классе велась не только учебная, но и внеклассная работа. Мы выпускали газеты, готовились к пионерским сборам и праздникам, катались на лыжах, собирали металлолом и макулатуру. На деньги, вырученные от сдачи металлолома, мы купили набор кукол для кукольного театра. Стоимость набора была немаленькой — 300 рублей (для того времени это были большие деньги!). К набору прилагались книжки-сказки для спектаклей. Мы разучили сказку «Репка» и выступали с ней в детских дошкольных учреждениях и перед учениками начальных классов, ездили в клуб посёлка Пушма и пионерский лагерь «Октябрь». Благодаря сдаче макулатуры мы смогли приобрести фильмоскоп для всего класса.
Так мы с учениками шаг за шагом поднимались по ступеням школьной жизни, передавая друг другу эстафету. Я выпустила четыре выпуска: от первого до четвёртого класса. А потом меня перевели в новую школу, и я попрощалась со «школой радости», школой № 53. Но даже сейчас воспоминания не отпускают меня.
Я вспоминаю большие перемены, когда по звонку ребята выбегали из класса и сами становились в круг во весь зал. Они пели песни: «Встанем кругом друг за другом» и «Скачет, скачет воробей, бей-бей». Никакой беготни по залу, только культура, веселье и спорт.
Помню, как уходила на урок к коллеге, оставив ребят с заданием. В классе царила тишина, ученики спокойно выполняли работу.
Помнятся наши педсоветы и политучёба, которые вёл Волков В. В. В школе было много молодых учителей, а предметы вели мужчины: химию, физику, физкультуру, труд, математику, даже русский язык и литературу. Пионервожатые и заучи были очень сильными: Зубова Н. М., Сафонов Г. И., Рожкина О. И,Нагаева Г.Г. Директора тоже были сильными: Шубин И. П., Волков В. В., Сысоев Н. Н., Зубов Г. А., Бугрова Г. Г. Завершила этот список Гобан Н. А.
Для многих школа № 53 была «домом радости». Здесь были интересные уроки, где ковались крепкие и прочные знания. Здесь было много друзей. Школа была настоящим трамплином для большой жизни. Здесь зарождалась большая школьная любовь, и в большой жизни создавались крепкие супружеские пары, крепкие семьи.
А сейчас наша школа стоит без окон и без дверей. Если бы подойти к её сохранению и функционированию серьёзно, можно было бы сделать жилой дом, дом для ветеранов или «Дом детского творчества». Ведь наши дети обделены тем, что не могут по месту жительства учиться музыке, рисованию, танцам, народному ремеслу... Да много ещё чему... Что делать? Дайте совет!
К. Е. Осташова, ученица и учительница Пинюгской средней школы № 53.
#ПинюгскаяБиблиотекаСемейногоЧтения имАИСуворова
#Краеведение
#ЛюдиПоселка
#Школа№53
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 5