Истоки и традиции
Троицкая суббота – день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота перед Днем Святой Троицы.
«…В одних деревнях ходить на кладбище было принято в Семик, в других – в Троицкую субботу. Когда кладбище посещали в субботу, то в Семик поминали умерших неестественной смертью. ..В Суксунском районе зафиксировано украшение могил в Троицкую субботу веточками березы…» (Черных А.В. Традиционный календарь народов Прикамья в конце XIX – начале XX в. – Пермь, 2002).
«...Повсеместно Семиком...называли четверг на неделе перед Троицей…В православных и старообрядческих традициях Семик считался днем поминовения умерших. В православных деревнях в этот день было принято посещать кладбище: «В него мы на кладбище ходили, поминали, да потом обедали. На могилу с собой яйца, шаньги, пироги приносили, квас там пили (д. Трегубовка, БТЕ, 1909). В старообрядческих деревнях поминать умерших родителей было принято в Троицкую субботу… «В субботу на кладбище ездили, пироги-шаньги стряпали» (п. Куеда, М.А., 1926). В Троицкую субботу запрещалось купаться: «Вот сегодня Троицкая суббота, купаться нельзя, воду поганить нельзя, мыться в бане нельзя» (д. М.Кусты, ЧПФ). Эти запреты были обусловлены тем, что «в Троицкую субботу вода именинница» (д. Трегубовка, ЛАГ, 1915)…» (Черных А.В. Куединские праздники. Календарная обрядность русских Куединского района Пермской области в конце XIX – первой половине XX в. – Пермь 2003).
«…Семик и Троицкая суббота (дни поминовения усопших)…Семик. К этому великому дню … в каждом доме приготовляют пиво, сусло, рыбные пироги, блины, оладьи, кашу, разные жаркия и пекут яйца. Утром, после обеда семьян, хозяйки, имеющие умерших родителей, берут в туесках сусло и пиво, завязывают в скатерть на блюдах блины, оладьи, два рыбные пирога, три-четыре яйца и отправляются, некоторые в церковь, большая же часть сразу на приходское кладбище. Ушедшие в церковь, по окончании обедни, вместе со священно-церковно-служителями, также приходят на кладбище, оставив в церкви один рыбный пирог, одно яйцо, на так называемый – «канун». На кладбище каждая Пермячка, после панихиды по своим родственникам, стелет на могилу скатерть, ставит и кладет на нее туески и припасы и, наклонившись, «воет», т.е. плачет, одной рукой закрыв лицо, другой размахивая, высчитывает разные качества умерших, пеняя им, что они поторопились оставить белой свет, сирот горе-горьких, жену, детей, отца, мать, сестер, братьев. После вытья начинается попойка и угощение, в которых участвуют ближние родственники хозяев, отправляющих тризну, - что продолжается до пяти часов вечера.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
Не придирайтесь к словам.