Множество недовольств и жалоб от пациентов, постоянно «выгорающие» врачи — таковы реалии государственных медицинских учреждений. Российская медицина всё чаще становится полем битвы, а не местом исцеления.
О природе большинства конфликтов между врачом и пациентом «Медицинская Россия» решила спросить у доцента кафедры общей хирургии ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера, доктора медицинских наук, колопроктолога Василия Гаврилова.
«В российской системе здравоохранения, безусловно, существует конфликт целей между врачами и пациентами. И это не просто недопонимание, а системная проблема, которая влияет на качество медицинской помощи. В чём суть этого конфликта? На мой взгляд, цель пациента — получить быстрое и качественное лечение по щелчку пальцев, чтобы «только заболел и сразу выздоровел». А цель врача, к сожалению, часто сводится к тому, чтобы правильно заполнить документы, чтобы, как говорится, «не сесть в тюрьму». Это звучит цинично, но таковы реалии нашей системы».
Какие условные цели у врача можно выделить в сложившейся системе здравоохранения?
«Цель рядового врача в государственной поликлинике — выполнить план, правильно заполнить бумажки. Иначе — лишение премии, проблемы с проверками страховых компаний. При этом на приём отводится крайне мало времени — в среднем 10–12 минут. О каком индивидуальном подходе может идти речь? Врач вынужден «закрывать» краткосрочную проблему здесь и сейчас, не имея возможности заниматься долгосрочным лечением и профилактикой. У некоторых врачей, которые хотят более повышенного личного комфорта, возникает ещё одна задача: найти подработку для дополнительного заработка. Что тоже может негативно сказываться на качестве лечения».
А какие цели у пациентов?
«Что касается пациентов, то тут можно сказать, что он хочет всего и сразу: «бесплатного» лечения (в кавычках, потому что все мы платим налоги), максимально быстро попасть на приём к врачу, при этом никого не ждать. Причём за этот приём ему должны провести максимальное количество диагностических мероприятий. Почему сейчас так популярно приезжать в больницу на скорой помощи? Потому что в больнице, в приёмном отделении, скорее всего, сразу сделают все анализы, УЗИ, КТ – всё, что захотите. Посмотрят все специалисты. То есть за 2-3 часа пребывания в приёмном отделении, пациент сэкономит несколько месяцев походов по поликлиникам и кучу нервов. Такие требования вызваны отчасти пережитками неперегруженной системы здравоохранения, с другой стороны в СМИ создан образ пациента, который может все требовать».
Получается, цели пациента и врача не сходятся?
«Да, цели врача и пациента часто оказываются несовместимыми. Пациенты считают, что врач должен на приёме дать волшебную таблетку от всех болезней. Причём разговоры о том, что нужно менять качество жизни, свои жизненные привычки обычно бывают не поняты. Большинство врачей прекрасно понимают, что такой чудодейственной таблетки от всех болезней не существует. Однако, у врача мало времени на приём и он, в принципе, очень быстро выгорает в условиях такой работы, он не хочет вдаваться в какие-то пространные объяснения, он, можно сказать, отмахивается от пациента или, как говорят, «врачи разводят руками». Врач не пытается так глубоко объяснить пациенту, в чём проблема: что нужно менять привычки для профилактики, к примеру, того же самого геморроя. Вот, держи свечки и уходи и лечись там. Врач ограничен временем, ресурсами и бюрократией. И вот возникает конфликт: недовольство, жалобы, обвинения в халатности и жадности от пациентов».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1