Когда ребенок рождается, игрушек еще не так много. У нас все игрушки помещались на одной полочке. Но чем старше становится ребенок, тем сложнее упорядочить все эти игрушки. Особенно, если у ребенка нет своей комнаты.
Для этого Мария Монтессори предлагает разделить игрушки по специальным зонам развития: математическая, языковая, зона практической жизни, зона сенсорного развития, естественнонаучная зона. Обычно по такому принципу разделены игрушки в детских садах. В домашних же условиях такое распределение не совсем легко сделать – обычно игрушки лежать в общей коробке или на нескольких полках все вместе. Однако эта идея очень интересна, и мне кажется, полезна.
♥Польза разделения игрушек на зоны развития.
Прежде всего, такое разделение позволяет малышу легко подойти к интересующему его предмету и взять. Не приходится долго рыться в глубоком ящике, чтобы найти машинку на самом ее дне. Мама видит, в какой зоне игрушек не хватает, а в какой, наоборот, чересчур много.
Не думайте, что зоны развития предполагают специально обустроенную комнату. Вовсе нет. Интерьер детской комнаты для этого может быть любой. Дома это могут быть полки, разделенные материалом или небольшие шкафчики. Главное при таком распределении – не количество игрушек, а качество. Зоны развития помогут вам увидеть, что очередная двадцатая машинка не нужна, а стоит задуматься о приобретении игрушек в другую зону.
Какие игрушки нужны в каждую зону?
♥Математическая зона.
В нее можно отнести различные пазлы, логические картинки, пирамидки, сортеры, матрешки, головоломки. Поместите также сюда счетные палочки, плакаты с цифрами, домино с количеством предметов. Такая зона должна находиться в пределах роста ребенка, чтобы он легко мог взять интересующую его игрушку и поставить на место после игры. Здесь могут быть игры Никитиных. И вообще, игрушки этой зоны должны учить ребенка считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.
♥Языковая зона.
Здесь складываем кубики с буквами, книги, плакаты. Хорошо также поместить сюда кубики Зайцева, буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной), посаженные на картон. Ребенок будет проводить пальчиком по таким буквам и запоминать их контур.
♥Зона практического развития.
Здесь каждый может придумать свое применение. Помещаем кукольный домик с посудкой, игрушечную мебель. Сюда можно отнести застежки, шнуровки, предметы для игр с водой и крупой.
♥Зона сенсорного развития.
Игрушки этой зоны должны развивать органы чувств малыша. Например, здесь помещаем музыкальные инструменты, коробочки с различными наполнителями, игрушки на различные ощущения (гремящие, шуршащие, пищащие), развивающие коврики. Уместна будет книжка-игрушка «Ткань» для тактильных ощущений. Поместите сюда коробочки с различными запахами, специями для развития обоняния.
♥Зона физического развития.
Это и мячи, и кегли, и ролики, и велосипед, и шведская стенка, и батуты, и обручи и многое другое.
♥Естественнонаучная зона развития.
Здесь должны находиться вещи, за которыми может ухаживать ребенок: цветы, которые он поливает, домашние животные, которых кормит. Определите сюда глобусы, карты, карточки с растениями, лото с листьями, цветами, календарь «Времена года», наборы животных, книги по астрономии и т.д.
♥Зона творческого развития.
Здесь помещаем все, что необходимо для творчества: краски, карандаши, кисточки, альбом, пластилин, мелки, клей, ножницы, цветную бумагу.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев