30 декабря на вертолетах группа альпинистов Ерванда Ильинского была доставлена к месту авиакатастрофы ИЛ-76.
Помимо альпинистов, на борту вертолета было несколько десантников из 345-го полка ВДВ, который дислоцировался на авиабазе Баграм. Таким образом, предпринималась третья по счету попытка достигнуть места гибели лайнера. И эта попытка оказалась успешной.
Приземлиться вертолеты не смогли, т.к. на этой высоте не было приемлемой площадки. Поэтому поисково-спасательной команде пришлось десантироваться с зависших вертолетов прямо на покрытую снегом горную кручу.
Вот как описан этот момент в сохранившихся записях о проведении поисково-спасательных работ: «30.12.1979. На горе высажено 8 альпинистов, 2 авиационных инженера и 5 десантников. Есть договоренность с госпиталем о перевозке тел погибших в авиационной катастрофе в морг. В 16.00 вертолет МИ-8 обнаружил гребень горы в месте удара ИЛ-76, одна часть самолета на одной стороне, другая – с другой стороны гребня, наиболее интересующие части находятся с противоположной стороны того склона, на котором установлена палатка альпинистов»
Если у альпинистов были компактные палатки, то у десантников имелась лишь большая армейская палатка, которую установить на заснеженной вершине, казалось бы, было невозможно. Однако гвардейцам это удалось. Как только лагерь поисковой группы был обустроен, пошел обильный снегопад.
1-го января 1980 года стихия угомонилась, погодные условия позволяли приступить к поисковым работам. Была мо-
розная погода, на горной круче лежал снежный покров толщиной до одного метра.
В 10.30 утра альпинисты обнаружили обломки погибшего лайнера. Это была кабина ИЛ-76. Остальная часть самолета, фюзеляж, в результате сильнейшего взрыва перелетела через горный гребень и рухнула в глубокое ущелье. Поначалу альпинисты и десантники, как и было приказано, начали поиски тел погибших воинов. Эта задача оказалась, по сути, невыполнимая. Напомним, что в чреве ИЛ-76 помимо десантников находилось два грузовых автомобиля, один из которых представлял собой автоцистерну. Можно только представить, взрыв какой ужасной силы произошел тогда, когда лайнер врезался в горную вершину. Поэтому от десанта и летчиков остались лишь фрагменты их тел, которые напоминали некие спрессованные брикеты останков человеческой плоти. В кабине самолета спасателям удалось найти лишь тело ст. лейтенанта К.И. Шишова, помощника командира экипажа капитана В.В. Головчина. Останки тел собирали в пластиковые мешки. Со слов сержанта «ошского» батальона (позже 1-го батальона 345-го полка) Минифана Вахитова, все найденные фрагменты тел уместились на одних носилках: «Кроме останков самолета, с трудом обнаружили останки по-
гибших в авиакатастрофе людей. Собрали куски мяса в одни носилки. Не представляю, как эти останки разделили на 48 гробов. Фактически там вообще ничего не осталось»
Об этом факте М. Вахитову
поведал зам. командира саперного взвода сержант Владимир Чаплыгин, который, как указывалось, был одним из пятерых саперов-
десантников, участвовавших в поисково-спасательных работах.
Однако вскоре появившийся офицер, руководивший операцией, поставил группе спасателей другую задачу. Приказано было искать, прежде всего, «черные ящики» (бортовые самописцы), а также некий черный (по другой версии – коричневый) портфель с секретной документацией.
Портфель был найден альпинистом Вадимом Смирновым, прилетевший высокопоставленный офицер был доволен. Как явствует из воспоминаний Ерванда Ильинского, этим офицером был генерал И.Д. Гайдаенко: «Надо было видеть лицо Ивана Дмитриевича, когда он взял портфель в руки. Он прямо-таки сиял. Вцепился в портфель двумя руками, потом обнял его в горах, так и не выпустил даже в вертолете»
«Черные ящики» (вернее то, что от них осталось после взрыва) альпинистам удалось найти. Останки же тел десантников извлечь со
дна ущелья тогда не удалось. Для спасателей решение этой задачи тогда было невыполнимым.
Следует добавить, что альпинистам и десантникам приходилось вести работы в экстремальных условиях, ведь на месте авиакатастро-
фы были разбросаны снаряды и мины. Об этом свидетельствует Ерванд Ильинский: «Нам было приказано искать тела погибших и собирать документы, чем мы и занимались несколько дней. Там были не тела, а фрагменты тел – ведь самолет врезался в скалу на скорости 500 км/час. Кроме того, вокруг были разбросаны снаряды. Мы ходили как по минному полю»
Дальнейшие поиски результатов не дали. Спасательные работы были остановлены 4 января 1980г.
Осенью 2005 года ассоциация “Вымпел-Союз” получила информацию об обнаружении места падения самолета. Поступила она от одного из афганцев, с которым советская разведка сотрудничала во время войны. Его люди побывали на месте катастрофы и сделали фотографии.
Изучив снимки, эксперты поняли, что найден тот самый Ил-76. На борту у него находилось 17 полевых кухонь, которые перебрасывались в Кабул. У полевых кухонь особенные колеса — тонкие, со сплошной резиной. Так вот на снимках хорошо видны именно такие колеса.
Фотографии и фрагменты самолета и оборудования были переданы в Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав государств-членов СНГ. Поисковики комитета вместе с тольяттинской ассоциацией ветеранов Афганистана стали готовиться к экспедиции на место падения Ила.
Место падения Ил-76 найдено. Место, где погибли З4 десантника, где лежат их останки.
Чтоб их родные получали пенсии, они были признаны погибшими и похороненными, хотя на самом деле их правильно было назвать пропавшими без вести. Ведь их тела так и не смогли достать…
Поисками самолета занималась не государственная структура, а общественная организация. Но собрать останки, перевезти их в Россию, сделать анализы, идентифицировать и передать родственникам общественная организация не в состоянии. На это у нее нет ни прав, ни денег.Такими вещами обычно занимается государство.
___________________________________________________________________
СПИСОК погибших в самолете 25 декабря 1979 года в самолете Ил-76
Экипаж самолёта Ил-76:
1. ГОЛОВЧИН Виталий Васильевич, капитан, командир корабля.
2. ЕЛИСЕЕВ Юрий Павлович, капитан, старший бортовой авиатехник.
3. ЗЮБА Александр Николаевич,капитан, инженер эскадрильи по прицельно-навигационному комплексу самолетов.
4. ИЛЮШКИН Геннадий Леонтьевич, прапорщик, старший воздушный радист-оператор РЭБ.
5. ТРИФОНОВ Анатолий Александрович, лейтенант, бортовой техник по авиационному и десантному оборудованию.
6. ТУРБИН Александр Николаевич, старший лейтенант, штурман самолёта Ил-76.
7. ЧУРИЛО Михаил Николаевич, майор, старший инженер по авиационному оборудованию.
8. ШАЦКИЙ Геннадий Александрович, прапорщик, старший воздушный стрелок-радист
9. ШИШОВ Константин Иванович, старший лейтенант, помощник командира экипажа
10. НЕГАЧЁВ Анатолий Михайлович, подполковник, заместитель командира части по инженерно-авиационной службе
Десантники:
1. ПУГАЧЁВ Михаил Николаевич, старший лейтенант, командир роты
2. АБРОСИМОВ Николай Петрович, младший сержант, командир отделения, ВДВ.
3. БЕЛАСИКОВ Валерий Юрьевич, младший сержант.
4. БУЗУРТАНОВ Хазмагомед Мовлиевич, рядовой, радиомастер.
5. БУЛАТ Геннадий Мечеславович, гвардии прапорщик, командир автомобильного взвода,
6. ВЕСНИН Владимир Михайлович, рядовой, стрелок,
7. ВИННИ Аарне Лембитович, рядовой
8. ГАВРИЛОВ Сергей Мефодьевич, младший сержант, старший водитель,
9. ГИБЕРТ Сергей Францевич, рядовой.
10. ГОРБУНОВ Василий Геннадьевич, рядовой, стрелок-регулировщик.
11. ГОЛУБЕВ Михаил Александрович, гвардии прапорщик, старшина роты,
12. ГРЕБЕНЮКОВ Сергей Александрович, рядовой.
13. ДЕНИСОВ Михаил Васильевич, рядовой, мотоциклист-регулировщик,
14. ДЖИМИЕВ Туган Тузарбекович, рядовой
15. ЗЕРНИН Александр Иванович, рядовой, водитель,
16. ИВАНЬКО Андрей Васильевич, гвардии сержант, командир отделения.
17. КУЗНЕЦОВ Валентин Ильич, рядовой.
18. ЛУШНИКОВ Владимир Евгеньевич, рядовой, старший водитель-гранатометчик,
19. ЛЫСОЕВ Константин Рудольфович, рядовой.
20. МАКСИМОВ Николай Михайлович, рядовой, пулемётчик.
21. МИКЕНАС Антонас Симонович, сержант, командир отделения.
22. МИХАЙЛОВ Анатолий Анатольевич, рядовой, стрелок
23. НОСИКОВ Владимир Ленидович, рядовой, пулемётчик.
24. ПИСКУНОВ Сергей Николаевич, ефрейтор, старший водитель.
25. СМИРНОВ Владимир Александрович, рядовой, стрелок.
26. СМИРНОВ Юрий Николаевич, рядовой, электромеханик
27. СТЕПАНЕНКО Виктор Алексеевич, рядовой, водитель.
28. ТАРАСОВ Игорь Михайлович, ефрейтор, водитель.
29. ТЕРСКИХ Анатолий Михайлович, прапорщик, начальник хранилища.
30. ФРАЙМУТ Иван Оскарович, рядовой, повар
31. ХАШИЕВ Ахмед Бексултанович, рядовой, пулемётчик парашютно-десантной роты
32. ХИЖНЯК Владимир Петрович, рядовой, водитель-автомеханик.
33. ЦАБОЛОВ Владимир Ясанович, рядовой, стрелок-гранатомётчик.
Комментарии 6