Известная со времен Древнего Египта и Рима, маркетри получила особое признание и достигла расцвета в мебельном искусстве Фландрии, а затем Франции в XVI - XVII вв.
Мастерство создания узоров маркетри часто сравнивали с ювелирным искусством – столько таланта, умений, терпения требовалось для работы с листами шпона толщиной всего 0,5-2 мм, изготовленными из ценных пород дерева (палисандр, эбен, красное дерево). Мастер должен был в совершенстве знать сложную фактуру различных пород древесины, искусно сочетать их разнообразные цветовые оттенки, владеть дополнительными техниками декорирования (травление, гравировка, морение). Сложнейшим этапом было вырезание крошечных фрагментов будущих узоров и последующее их вкрапление в основу для получения идеальной, без зазоров, мозаики.
В большинстве случаев маркетри предполагала работу с деревом, но порой использовались и другие материалы: слоновая кость, панцирь черепахи, перламутр. Они органично дополняли и подчеркивали великолепие деревянной мозаики.
Оценить изящество техники маркетри в Гомельском дворце можно на примере представленного в Красной гостиной навершия от комода – единственного сохранившегося фрагмента роскошного спального гарнитура, украшавшего спальню княгини Ирины Паскевич.
На фото: Фрагмент декора верхней части комода из спального гарнитура Федора и Ирины Паскевичей. Мастерская И.-Э. Прето. Франция. 1850-е гг. Дерево, золоченая бронза, эмаль, маркетри. Из собрания музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля.
#Museum #Belarus #palacegоmel #Палац_Румянцавых_Паскевічаў #Дворец_Румянцевых_Паскевичей #музейныйглоссарий #виртуальнаявыставка #маркетри
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев