Её причиной стала утечка газа. В ночь на 4 июня 1989 года поезд № 211 шёл из Новосибирска в Адлер. Поезд № 212 ехал ему навстречу в обратную сторону — в Новосибирск из Адлера. Один вёз людей на отдых, другой — с отдыха. В 01 час 14 минут составы проходили мимо друг друга по Транссибирской магистрали в 11 км от г. Аша (Челябинская обл.). В этот момент раздался чудовищной силы взрыв, мощность которого позднее оценили в 300 т в тротиловом эквиваленте. Загорелись все 37 вагонов обоих поездов и электровозы, 11 вагонов сошли с рельс, 7 из них полностью выгорели сразу. 250 метров железнодорожного полотна превратились в груду металла и камней, а в радиусе 1 км от эпицентра взрыва начался сильнейший пожар
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 84
В последний момент купила на 2 дня раньше и этим спасла её.
Это была страшная катастрофа.
В трубе нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» («Южный Балык — Миннибаево»), по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, на участке Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР.
Примерно за 3 часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе (точные моменты первичного повреждения и критической разгерметизации трубы не определены[⇨]). Однако вместо того чтобы искать причину нештатной ситуации, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления[4]. В результате этих действий через трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламен...ЕщёНезадолго до
В трубе нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» («Южный Балык — Миннибаево»), по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, на участке Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР.
Примерно за 3 часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе (точные моменты первичного повреждения и критической разгерметизации трубы не определены[⇨]). Однако вместо того чтобы искать причину нештатной ситуации, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления[4]. В результате этих действий через трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера», потому что плотность их паров выше, чем у воздуха.
Машинисты проходивших до катастрофы поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность (запах одоранта, добавляемого в газо-бензиновую смесь), но этому не придали значения.
Два пассажирских поезда, которые в итоге были практически уничтожены, двигались с небольшим опозданием. При отсутствии отклонений от графика они бы рядом с местом аварии продуктопровода не встретились. В поездах № 211 Новосибирск — Адлер (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 Адлер — Новосибирск (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) находились 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.
4 июня 1989 года в 01:14 по местному времени (3 июня в 23:14 по московскому времени) в момент встречи двух поездов на перегоне между остановочными пунктами Железнодорожная будка 1708-й километр (деревня Лемезá) и Железнодорожная будка 1712-й километр (деревня Рассвет) произошел объёмный взрыв вытекшего газа.
Мощность взрыва была оценена в 250—300 тонн ТНТ[5]. По другим оценкам[6], мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн).
Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов. Сила взрыва была такова, что выбило стёкла в городе Аше, расположенном более чем в 10 километрах от места катастрофы. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Возникший при взрыве гигантский пожар охватил территорию около 250 га. Длина фронта пламени составила 1,5—2 км. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва превысил 1000 °C.
Взрывом было серьёзно повреждено 37 вагонов и два электровоза, в том числе семь ...ЕщёОбъёмный взрыв
4 июня 1989 года в 01:14 по местному времени (3 июня в 23:14 по московскому времени) в момент встречи двух поездов на перегоне между остановочными пунктами Железнодорожная будка 1708-й километр (деревня Лемезá) и Железнодорожная будка 1712-й километр (деревня Рассвет) произошел объёмный взрыв вытекшего газа.
Мощность взрыва была оценена в 250—300 тонн ТНТ[5]. По другим оценкам[6], мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн).
Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов. Сила взрыва была такова, что выбило стёкла в городе Аше, расположенном более чем в 10 километрах от места катастрофы. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Возникший при взрыве гигантский пожар охватил территорию около 250 га. Длина фронта пламени составила 1,5—2 км. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва превысил 1000 °C.
Взрывом было серьёзно повреждено 37 вагонов и два электровоза, в том числе семь вагонов и оба электровоза — до степени списания.
На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлёкшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Были разрушены и выведены из строя: рельсо-шпальная решётка на протяжении ~ 300 м, контактная сеть на протяжении 3 км, продольная линия электроснабжения 1,5 км, сигнальная линия автоблокировки 1,7 км, 30 опор контактной сети, 17 км воздушных линий связи.
Место катастрофы было расположено в труднодоступном малонаселённом районе с горно-таёжной местностью. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством. На месте было обнаружено 258 тел погибших, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, 317 из них умерли в больницах. Всего погибли 575 человек (по неофициальным данным — 645), 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших: 181 человек. Среди погибших — девять хоккеистов юниорской команды «Трактор-73».
Сразу после катастрофы выжившие начали помогать друг другу покинуть вагоны и место происшествия. Часть раненых смогла самостоятельно добраться до ближайших населённых пунктов.
Первыми на место катастрофы прибыли жители близлежащих сёл, в них же осуществлялась и временная эвакуация и первая помощь части пострадавших, в частности в сёла Красный Восход, Улу-Теляк и в город Аша. В дальнейшем, после того как было сообщено о происшествии, на место были направлены бригады скорой помощи, врачебно-сестринские бригады из близлежащих городов (Аша, Златоуст, Уфа и Челябинск), воинские подразделения, также привлекалась и авиация — вертолёты Ми-2 и Ми-8 (доставка помощи и эвакуация с места происшествия) и самолёты Ан-2 (доставка помощи и эвакуация из Аши). Эвакуация с места катастрофы погибших и раненых производилась автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом.
Из-за большого количества пострадавших с тяжёлыми степенями ожогов, требующих длительного и сложного лечения, го...ЕщёЛиквидация последствий
Сразу после катастрофы выжившие начали помогать друг другу покинуть вагоны и место происшествия. Часть раненых смогла самостоятельно добраться до ближайших населённых пунктов.
Первыми на место катастрофы прибыли жители близлежащих сёл, в них же осуществлялась и временная эвакуация и первая помощь части пострадавших, в частности в сёла Красный Восход, Улу-Теляк и в город Аша. В дальнейшем, после того как было сообщено о происшествии, на место были направлены бригады скорой помощи, врачебно-сестринские бригады из близлежащих городов (Аша, Златоуст, Уфа и Челябинск), воинские подразделения, также привлекалась и авиация — вертолёты Ми-2 и Ми-8 (доставка помощи и эвакуация с места происшествия) и самолёты Ан-2 (доставка помощи и эвакуация из Аши). Эвакуация с места катастрофы погибших и раненых производилась автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом.
Из-за большого количества пострадавших с тяжёлыми степенями ожогов, требующих длительного и сложного лечения, госпитализация в зависимости от степени тяжести осуществлялась как в близлежащие больницы, так и в больницы и госпитали Уфы, Челябинска, Куйбышева, Казани, Свердловска, Новосибирска, Барнаула и Москвы (в том числе авиатранспортом). Восстановительное лечение и реабилитация некоторым больным впоследствии осуществлялась и за границей. Данное происшествие считается самым крупным по количеству ожоговых больных в истории СССР и современной России].
Трубопровод после катастрофы не восстанавливался и был демонтирован.
От ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР.
3 июня в 23 часа 14 минут по московскому времени на продуктопроводе сжиженного газа в непосредственной близости от участка железной дороги Челябинск—Уфа в результате аварии возникла сильная утечка газа. При прохождении двух встречных пассажирских поездов назначением Новосибирск—Адлер и Адлер—Новосибирск произошел взрыв большой силы и возгорание. Имеются многочисленные жертвы.
ЦК КПСС, Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР образовали правительственную комиссию во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР Г. Г. Ведерниковым, который немедленно вылетел в район аварии.
Сразу же по получении сообщения на место аварии направлены воинские подразделения, медики, специалисты, подключены необходимые силы. Принимаются все меры по оказанию помощи пострадавшим и по ликвидации последствий катастрофы.
Утром 4 июня в район бедствия вылетели М. С. Г...Ещё4 июня в советских СМИ были опубликованы 3 сообщения следующего содержания]:
От ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР.
3 июня в 23 часа 14 минут по московскому времени на продуктопроводе сжиженного газа в непосредственной близости от участка железной дороги Челябинск—Уфа в результате аварии возникла сильная утечка газа. При прохождении двух встречных пассажирских поездов назначением Новосибирск—Адлер и Адлер—Новосибирск произошел взрыв большой силы и возгорание. Имеются многочисленные жертвы.
ЦК КПСС, Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР образовали правительственную комиссию во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР Г. Г. Ведерниковым, который немедленно вылетел в район аварии.
Сразу же по получении сообщения на место аварии направлены воинские подразделения, медики, специалисты, подключены необходимые силы. Принимаются все меры по оказанию помощи пострадавшим и по ликвидации последствий катастрофы.
Утром 4 июня в район бедствия вылетели М. С. Горбачёв, Н. И. Рыжков, А. В. Власов, Д. Т. Язов, Е. И. Чазов.
Начато тщательное расследование причин и обстоятельств катастрофы.
Центральный комитет КПСС, Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР постановили:
в связи с тяжёлыми последствиями аварии на продуктопроводе сжиженного газа в непосредственной близости от участка железной дороги Челябинск—Уфа, расположенного на территории Башкирской АССР, — многочисленными человеческими жертвами — объявить в стране траур 5 июня 1989 г.На всей территории страны приспустить Государственные флаги, отменить увеселительные мероприятия. Внести необходимые изменения в программы радио и телевидения.
От ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР.
ЦК КПСС, Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям, родственникам и близким погибших в результате катастрофы, происшедшей на участке железной дороги Челябинск—Уфа. Правительственной комиссии и соответствующим государственным органам поручено принять все необходимые меры для ликвидации последствий катастрофы и оказания помощи ...ЕщёВ ЦК КПСС, Верховном Совете СССР, Совете Министров СССР.
Центральный комитет КПСС, Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР постановили:
в связи с тяжёлыми последствиями аварии на продуктопроводе сжиженного газа в непосредственной близости от участка железной дороги Челябинск—Уфа, расположенного на территории Башкирской АССР, — многочисленными человеческими жертвами — объявить в стране траур 5 июня 1989 г.На всей территории страны приспустить Государственные флаги, отменить увеселительные мероприятия. Внести необходимые изменения в программы радио и телевидения.
От ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР.
ЦК КПСС, Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям, родственникам и близким погибших в результате катастрофы, происшедшей на участке железной дороги Челябинск—Уфа. Правительственной комиссии и соответствующим государственным органам поручено принять все необходимые меры для ликвидации последствий катастрофы и оказания помощи пострадавшим.
В вечерном эфире программы "Время" был показан репортаж из аэропорта Челябинска куда привезли раненных.