А мечи их становились не острее палки. Мужи Одина шли в бой без доспехов, одержимые яростью, подобно бешеным псам или волкам. Они грызли свои щиты в предвкушении битвы. По силе они сравнимы были с медведем или быком. Они убивали людей, и враги не могли одолеть их ни огнем, ни железом…», – эти строки из «Круга земного», свода скандинавских саг, записанных исландским скальдом Снорри Стурлусуном, посвящены самой загадочной касте воинов, которые посвятили себя служению Одину, верховному богу викингов. Конечно же, речь идет о берсерках, или берсеркерах. Попасть под руку впавшему в священную ярость берсерку боялись даже самые отважные воины, но кто они, эти берсерки, и существовали ли на самом деле? Как это ни странно, но до наших дней дошло не так уж много информации об этом виде войск древних норманнов. Если же отсеять от того, что есть, оккультизм и различные неоязыческие утверждения, то останется еще меньше. Далее будут приведены факты, которые, по мнению автора, имеют полное право на существование, так как основываются на изысканиях историков и лингвистов. Голые или в шкуре? О том, кто и когда придумал слово «берсерк» (на древнескандинавском – berserkr), доподлинно неизвестно. Для нас его первым упоминанием стала хвалебная песнь, или драпа, скальда Торбьерна Хорнклови, в которой рассказывается о победе первого короля Норвегии Харольда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде (примерно 872 год). Упомянуто, если честно, очень мало: «Берсерки рычали… битва кипела… облаченные в волчьи шкуры выли и потрясали мечами». Обычно историки, занимающиеся исследованием северных народов, доверяют сказаниям скальдов и очевидцев событий. Поэтому нет никаких сомнений, что кто-то точно выл, а кто-то рычал, но непонятно, были ли это берсерки в волчьих шкурах или это два разных рода войск. До середины XIX века эта проблема казалось решенной, так как исследователи расшифровали странное слово «berserkr» как «без рубашки» (голый, безрубашечный или в одной лишь рубашке), но в 1847 году ряд ученых и исследователей-любителей во главе с Свейнбьерном Эгильссоном внесли смуту в эту стройную теорию, заявив, что слово «berserkr» переводится как «медвежья рубашка (шкура)». С тех пор началось противостояние сторонников «голых воинов» и приверженцев теории «медвежьих шкур», которое длится и по сей день. Первые заявляли, что в древнем исландском (а именно на этом языке были написаны дошедшие до нас сказания о викингах) медведь пишется как «bessi» или «bassi», и что глупые любители медвежьих шкур перепутали кельтский с германским. Их оппоненты заявляли, что вряд ли скандинавы шли в бой голыми, особенно учитывая, в каких широтах они жили. Так как в рунических памятниках данное слово не встречается вовсе, обе теории становятся малодоказуемы, особенно, если учесть, что слово «serkr» в древнеисландском является также торговым термином, означающим конкретное количество шкур (отсюда числительное «сорок»). Интересный факт: сторонники теории «медвежьих рубах» считают, что берсерк – это воин, отождествляющий себя со своим тотемным животным – медведем. Для этого он облачается в шкуру убитого им самим животного. В подтверждение своей теории они апеллируют к подобным практикам у других народов (к примеру, воины-ягуары и воины-орлы у ацтеков). Однако, достоверных свидетельств подобных практик среди викингов нет. Тайное братство или происки национал-социалистов? Немецкий историк-медиевист Отто Хефлер, опираясь на древнеисландские тексты (в частности, на «Круг земной» Снорри Стурлусуна), в начале 30-х годов XX века выдвинул теорию о том, что берсерки – не что иное, как тайный мужской союз, своего рода дружина Одина, который наподобие Йомсвикингов – полулегендарного братства викингов – стал прототипом духовно-рыцарских орденов средневековья. Он считал берсерков чуть ли не прародителями государственности. По мнению Хефлера, сам Один возглавлял это братство, так как все его функции обретают смысл только если смотреть на него именно как на главу союза берсерков, пирующих в чертогах Вальгаллы. Однако, его соотечественник филолог и фольклорист Фридрих фон дер Лайен в своей рецензии к работе Хефлера предположил, что тот, скорее всего, вдохновлялся настроениями, царящими в то время в Германии (секретные союзы, путч и т.д.), что подтверждается тем, что с 1922 года Отто Хефлер состоял в СА. Он никогда не скрывал своих националистических взглядов и после прихода Гитлера к власти даже стал ведущим германистом, конечно же, нацистской ориентации. Однако, даже не это развалило теорию Хефлера, а тот факт, что в мифологии норманнов среди пирующих в Вальгалле воинов никогда не выделялись какие-либо тайные союзы или общества. Воины просто весь день сражались друг с другом, чтобы к вечеру ожить и закатить пир. Теория о том, что подобные отряды викингов могли обособляться от остальных воинов в своего рода союз или группу имеет право на существование, но без какого-либо религиозного подтекста. Интересный факт: некоторые сторонники теории Хефлера приписывали берсеркам черты германского шаманизма. На подобные умозаключения их натолкнула «Сага о Хрольве Жердинке и его воинах», в которой воин (предположительно, берсерк) Бйедвар Бьярки, засыпая, переселяется в медведя, и, пока его тело спит, сражается с врагами короля. Однако его противники не берсерки, а согласно традициям задача шамана – вступать в состязания лишь с себе подобным, который также находится в обличии зверя. К тому же, это единственное упоминание о подобных перевоплощениях берсерков. Поэтому в современных работах, посвященных германскому шаманизму, берсерки не упоминаются вовсе. А были ли у Одина воины? Немецкий филолог Якоб Людвиг Карл Гримм (большинство знает его как одного из братьев, писавших сказки для детей), углубившись в этимологию имени верховного бога викингов, пришел к довольно интересному умозаключению. Согласно его версии, Один, имя которого на прогерманском языке звучит как Вотан (Wōđanaz), является родственным немецкому слову «wut» («бешенство», «ярость»). Разбираясь с однокоренными словами германских языков, он наткнулся на немецкое «walen» и английское «wade», которые первоначально означали «брести по воде» или «проходить вброд». В древнескандинавском языке существует параллельная форма «vaða», что означает «стремительно нестись вперед». Все это привело его к выводу, что Один первоначально понимался германцами как некая всепроникающая сила, что, в принципе, логично, так как на ранних стадиях язычества боги не персонифицировались и были своего рода сочетанием неких явлений и стихий. Уже позже Тор стал разъезжать по небу на своей колеснице и крушить Мьельниром великанов, а одноглазый Один восседать на своем троне с копьем в руке. Согласно этой теории, все верно: непреодолимая сила наполняла воинов и вводила их в состояние экстаза. Однако, подтверждением это красивой теории являются лишь слова Снорри Стурлусуна. Если берсерки – дружина верховного бога, то почему о ней не сказано ничего в самом главном источнике скандинавской мифологии, «Младшей Эдде»? Скорее, наоборот, в этом произведении Вотан предпочитает действовать в одиночку и сам справляется со всеми задачами, не прибегая к чьей-либо помощи. Сюда отлично вписывается теория о том, что Снорри, продираясь сквозь дебри порой им самим до конца не понятых песен древних скальдов, перенес берсерков, о которых говорилось в родовых сагах, в полумифическое прошлое, сделав из них элитных гвардейцев первого короля Норвегии. В итоге он сам себя скомпрометировал, написав, что берсерки убивали людей, не врагов, а именно людей. Зачем профессиональным воинам, которые и так получают хорошую часть добычи, убивать простых людей? Тут стоит обратиться к родовым сагам, где бандитов, которых боялись мирные жители, часто именуют не иначе как берсерками. Интересный факт: Противники этой теории утверждают, что часто встречающийся в сагах сюжет о том, как группа берсерков напала на деревню, ограбила, изнасиловала и убила кучу мирных жителей, связан вовсе не с тем, что это был их основной род деятельности. Так происходило потому, что в периоды, когда войн не было, им было необходимо как-то справляться с тем даром, которым наделили их Один. В общем, так они выпускали пар между войнами. Такую трактовку можно встретить в большинстве статей, посвященных берсеркам. Мухоморы или эпилепсия? Изучая берсерков, обычно натыкаешься на теории о том, что феномен их ярости связан с неким наркотическим опьянением. Впервые об этом заговорил датский летописец конца X века Саксон Грамматик. Этот человек вообще любил видеть во всем происки нечистой силы и колдовство. Так, согласно его утверждениям, некоторые воины пили перед битвой некий настой, который летописец называл напитком троллей, от чего впадали в furor bersercicus. В 1784 году возникает теория, что берсерки, подобно некоторым восточносибирским племенам, любили побаловаться мухоморами. Однако сторонники этих утверждений могут быть разочарованы, узнав, что никакого подтверждения этому нет и никогда не было. Ни в одном из источников, которые описывают жизнь и войны викингов, никогда не говорилось о том, что северяне пили или ели что-то вводящее их в измененное состояние сознания. Все эти известные нам кусания щита и разрывания на себе одежды не более чем спектакль, направленный на устрашение врага. Если учесть, что врагами берсерков были обычные крестьяне, скорее всего, это было действенным приемом. Конечно, не стоит исключать факт, что в те времена были распространены массовые психозы – возможно, именно эти случаи в совокупности с театральщиной обычных грабителей породили легенду о неистовых воинах Одина. Интересный факт: Существует теория медицинского характера, утверждающая, что неуязвимость и невосприимчивость берсерка связана с костной болезнью Педжета. Эта болезнь передается по наследству. Основным ее проявлением является чрезмерное костеобразование, то есть, кости некоторых частей тела становятся толще, и, следовательно, менее восприимчивыми к внешнему воздействию. Вместе с этим увеличивается размер черепа. Подтверждения тому, что некоторые викинги страдали подобными заболеваниями, можно найти в «Саге об Эгиле»: после смерти череп этого самого Эгиля не могли расколоть даже топором. Неприкаянный воин. В 1012 году ярл Эйрик Хаконарсон объявил берсеркерство вне закона, и те отправились искать наживы в другие места – например, в Исландию. Однако и там в 1123 году вышел закон о том, что все берсерки подлежали малому изгнанию (то есть на три года). Чтобы окончательно развенчать миф и забить последний гвоздь в крышку его гроба, стоит разобраться с понятием «викинг». В некоторых сагах это слово употребляется в следующем контексте: человек несколько лет пробыл в викингах, а затем вернулся домой, женился и стал обычным фермером. Следовательно, само понятие «викинг» обозначает молодого воина, горячего молодого человека, охочего до войны и наживы, который затем, по возвращении домой с добычей, становится обычным крестьянином. Именно такие викинги покорили Англию, Францию, да и вообще навели страху на большую часть мира. В противоположность им, берсерки – по сути, те же викинги, но не остепенившиеся. Это чем-то напоминает закат рыцарства: Норвегия стала христианской, набеги больше не совершаются, а не привыкшие к мирной жизни воины делают то, что умеют лучше всего: убивают, запугивают, грабят. Именно они в итоге сделали те истории, которые даже после физического исчезновения берсерков продолжали обрастать всевозможными домыслами и наводить благоговейный ужас на неграмотных и суеверных крестьян. Забавно, но вся информация, которая изложена в этой статье, не является научным открытием вот уже несколько десятков лет и содержится во всех свободных источниках, которые мало кто читает. Но почему? Все просто – человеку нужна красивая история…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев