И одной такой неизменной фигурой является Большой Злой Серый Волк. Этот гигантский хищник сжирал свои жертвы за один укус. Он присутствует во многих поучительных притчах и баснях, которые были специально созданы для предостережения детей, а также и взрослых, от реальной опасности. Персонаж Серого Волка занимает место самого грозного хищного антагониста. В древности уроки передавались через речь, и, чтобы привлечь внимание учеников, придумывались разные истории. Издавна страх перед нападением волков был реальной проблемой. В средневековой Европе и других местах волки вселяли ужас жителям небольших селений, окружённых дикими лесами. В те времена волки воспринимались как символ силы, опасности и свирепости. Одним из первых фольклористов, чьи истории дошли до наших дней, был раб Эзоп, живший в Древней Греции примерно в 620-564 годах до нашей эры. Его басни упоминали другие древние авторы, такие как Геродот и Платон. Часть из них были приписаны Эзопу без каких-либо фактических доказательств. Однако четыре истории о волках принадлежат именно ему. В этих баснях древнего автора присутствует персонаж Большого Злого Волка. Например, в басне, где мальчик-пастушок кричал: «Волк!», неоднократно обманывая жителей деревни, волк в конце концов съедает овец и самого пастушка, когда ему не поверили люди, Посчитав его крики о помощи очередным розыгрышем. На примере этой истории показывали детям, как работает механизм обмана, как предупреждение о ложной тревоге и постоянной лжи приводит к печальному трагическому концу. Эзопу также принадлежит сказка о Волке и Агнце. Немного другой вариант этой сказки написал Лафонтен во второй половине XVII века. Эта история идёт в форме диалога между Волком и Ягнёнком. Молодой Ягнёнок бесконечно задаёт вопросы Волку, пока у того не иссякает терпение. В результате Злой Волк съедает разговорчивого Ягнёнка, так как он просто голоден. Часто волки и ягнята присутствовали в одной сказке. Это было связано с тем, что серые хищники постоянно нападали на домашний скот. Чаще всего доставалось овцам и козам. Истории Волков и Детей появились примерно в I веке. В этих сказках Мать-Коза оставляла своих Детей-Козлят одних дома, предупреждая, чтобы они никого незнакомого не пускали в дом. Но Дети не следуют наставлениям Матери и поддаются на уловки хитрого Волка. Послушным остаётся только самый маленький Козлёнок. Злой волк проглатывает всех Детей. Когда он жалуется Козе на Злого Волка, та большими ножницами вспарывает живот хищника. Таким образом Мать спасает своих непослушных Детей. Эту сказку подхватили братья Гримм. Они написали свою версию в 1812 году, где козлят сначала было только пять, а в более позднем варианте их количество увеличилось до семи. Эзоп также написал басню «Волк в овечьей шкуре». В ней Волк залез в шкуру овцы и незаметно пробрался в стадо на лугу, одурачив пастуха. Развил этот сюжет греческий ритор XII века Никифор Базилакис. У него волка в конечном итоге заперли в загоне, а потом зарезали вместе с другими овцами. В современном варианте уже волк ест овец. С началом Средневековья сюжет Волка и Детей приобрёл новую окраску во французском и итальянском фольклоре. Эти сказки легли в основу истории Красной Шапочки и Серого Волка. В X веке Серый Волк был оборотнем. В те времена тема с оборотнями была очень актуальна. Данные сказки носили сексуальные и каннибалистические оттенки, которые сохранились и в наши дни в некоторых вариантах сказки. Сюжетом в 1697 году очень заинтересовался писатель Шарль Перро. Он собрал несколько версий, убрал из них откровенные сцены и каннибализм, оставив немножечко сексуальной коннотации и добавил красную шапочку, как символ того, что девочка стала девушкой. Спустя век братья Гримм рассказали эту сказку Жанетт и Мари Хассенпфлюг, которые адаптировали её сюжет для семейного чтения, убрав остатки сексуального подтекста и добавив счастливый конец. Таким образом, история Красной Шапочки и Серого Волка стала детской сказкой, которую мы знаем с пелёнок. В ней мать отправила дочку навестить больную бабушку, строго настрого наказав ей не сворачивать с пути. Но девочке по дороге повстречалось хитрое животное, которое легко обвело вокруг пальца наивное дитя. У Перро сказка заканчивается тем, что Волк проглатывает бабушку, а потом ещё и саму Красную Шапочку. У братьев Гримм в конце появляется охотник или дровосек, который убивает прожорливого Волка и освобождает девочку и бабушку. Есть версии, где история девочки в красной шапочке с циклическими кругами. Красная шапочка в них ассоциируется с солнцем, которое съедает ночь (волк). В скандинавской мифологии ужасный волк – это мифическое существо, Фенрир, поглощающий небесное светило во время Рагнарёка. Ещё одна старая сказка, где присутствует Злой Волк, это «Три поросёнка». Впервые она была записана в 1886 году, заняв место в сборнике Джеймса Орчарда Холливел-Филиппса, «Детские стихи Англии». Прозой данная сказка стала в 1890 году, когда её преобразовал Джозеф Джейкобс в своём издании «Английские сказки». Однако имеются и более ранние версии «Трёх поросят», относящихся к 1840 году. В одном из вариантов Мать-Свинья посылает своих Поросят искать своё состояние. Первый поросёнок строит соломенный домик, и его съедает волк, предварительно разрушив постройку. Второй поросёнок сооружает свой домик из веток. Но и его ждёт судьба брата. Только третьему из братьев удаётся выжить, так как его построенный из кирпича дом смог выстоять под натиском Злого Волка. Все набеги волка на протяжении всего текста сказки сопровождаются песенками и пословицами. В конце концов сам Злой Волк попадает в кипящий котёл и умирает. В более поздних версиях выжить удаётся всем поросятам. В наше время Злой Волк продолжает быть популярной фигурой. Он присутствует в анимации, художественных фильмах, комиксах, детских спектаклях и так далее. В произведениях искусства для более старшего возраста Волк преобразился в оборотня, как это было в Средневековье. Волком по-прежнему родители пугают непослушных детей как в сёлах, так и в городах.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев