- Скажите, пожалуйста, о нищете духовной. Как достичь смирения, чтобы никого не осуждать и достойно причащаться Святых Христовых Таин?
- Попробую сказать, как я понимаю. Смиряться нужно от добра. Обычно мы считаем так: нагрешил - теперь смиряйся, а опыт смирения никак не связан с грехом. Мы говорим обычно: ты грешник - вот и смиряйся. А обычно так получается, что грешники больше всего и гордятся. Чем человек чище и богаче на добро, тем он получается смиреннее. Во Христе нет ни одного греха, и Христос смиренный. Он смирен от святости и от величия прост. Приобретать смирение нужно не когда грешишь и каешься, грешишь, созерцаешь себя осквернившимся и плачешь от того, что ты скверный. Это тоже путь, но не самый главный, как мне кажется. Гораздо лучше направлять все свои усилия на добро, и добро имеет свойство смирять человека. Чем больше ты делаешь доброго, тем лучше чувствуешь, что добро твое слабо, ограниченно и несовершенно. Все больше замечаешь то, что заметил великий Гоголь, который сказал: печаль не в том, что в мире много грехов, печаль в том, что в добре нет добра, что наше добро состоит не из одного лишь добра. Вот, что лучше всего смиряет человека: добро наше нецельное, несовершенное, половинчатое, вялое, подгнившее. Ужас не только в том, что я грешу, но в том, что у меня добро ненастоящее.
Мне кажется, надо стараться творить, как можно больше Христова во имя ближнего, но по мере этого творения внутреннее око будет очищаться, и ты будешь видеть, что добро мое стоит дешево. Это будет пригибать человека к земле гораздо больше, чем память о своих беззакониях, по крайней мере, в равной степени.
И, конечно, все, что у тебя есть, приписывай к Господу. Потому что если кто и сделал что-то великое, то именно потому, что не приписал себе. Кто припишет себе, тот все потеряет. Это и есть духовная нищета: нет у меня ничего на самом деле, я всего прошу, протягиваю руки и всего прошу, потому что ничего своего у меня нет, а все у Него, и я весь у Него. Такие вещи рождаются в душе, когда думаешь об этом.
Что касается причащения Святых Христовых Таин, принимайте их со страхом, верою, и греки добавляют: любовью. С любовью приступайте ко Христу и поминайте двух людей, которых мы постоянно поминаем, когда причащаемся: разбойника и Иуду. Мы говорим: " Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник, исповедую Тя: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Иудой быть нельзя, целовать коварными устами, с предательством Христа нельзя, а разбойником быть надо: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Причащайтесь, причащение спасет Вас везде и всегда, оно сильное и всесильное. Причащайтесь с любовью, все остальное приложится. Не дочитали чего-то, не успели - не смущайтесь, причащайтесь - со страхом Божиим, и верою, и любовью. Хочется причаститься, горит душа, хочется принять бессмертную пищу, идите, даже если Вы недавно причащались. Просите батюшку: так хочу причаститься, благословите, хочу вкусить Хлеб Небесный и видеть, яко благ Господь. Думаю, никто не запретит и не отгонит вас. Причащайтесь - и причащение будет менять Вас. Христос через наши открытые уста, как через дверь, сходит, как в мрачный ад в наше сердце, и там в нашем сердце постепенно наводит порядок.
Ведь Христос наводит порядок по-разному. Например, когда Он пришел в Иерусалимский храм, а там продавали и звенели монетами, Он скрутил бич, попереворачивал столы и всех повыгонял. То есть, был шум, гам, и все убегали. Бывает: причастишься, а у тебя из глубины сердца поднимается какая-то грязь, раздражения, искушения. Думаешь, почему нет мира? Потому что Христос пришел в вертеп твоего сердца и повыгонял всех разбойников: вот и поднялась вся муть, но сейчас она осядет, и будет тишина и порядок. Потому что Он наводит порядок: гонит из твоего сердца всех лишних, а потом дает мир, исцеляет. Конечно, надо стараться никого осуждать. Это трудно, но это возможно. Надо стараться настолько углубиться в себя и свои беззакония, что, действительно, никого не будешь замечать. Можно достичь и другого: чтобы так очистилось око человеческое, чтобы он смотрел на всякую душу с любовью и видел всех, лучшими себя. Даже не столько созерцал грехи внутри себя, а смотрел радостным взглядом: что все лучше. Это ведь радостно. Плохо жить, когда все хуже тебя - это бесовское состояние. И очень хорошо, когда смотришь на человека и думаешь, какой же он хороший, он точно спасется. И этот, какой хороший, и он спасется. И тебе радостно, и совсем не завидно. Этого тоже можно достичь. Так что достигайте, ревнуйте дарований больших, как говорит апостол Павел. Достигайте любви, с любовью причащайтесь, никого не осуждайте и смотрите на всех светлым оком.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев