Строительство всего комплекса велось как бы поэтапно – платформа и гробницы строились двенадцать лет, после – приступили к сооружению Минаретов, мечети, Больших ворот, и джаваба – отдельно стоящего здания рядом с Тадж-Махалом. Сам мавзолей удалось закончить к 1643-му году, но работы на остальной части комплекса продолжились. Материалы для постройки сооружения такого масштаба везлись со всей Индии и части Азии, для чего было задействовано более тысячи слонов. Яшму, например, везли из Пенджаба, бирюзу из Тибета, сапфиры – вообще с острова Шри-Ланка – всего только видов полудрагоценных и драгоценных камней насчитывалось двадцать восемь видов – ничего не жалел Шах Джахан для украшения места последнего упокоения своей любимой жены. Если прикинуть – во сколько Великим Моголам обошлось сие «удовольствие», то по данным счетной палаты индийского правительства, на эту стройку ушло тридцать два миллиона индийских рупий. Много это или мало – сказать не могу, не владею информацией о курсах валют на то время, но, наверное, это было очень дорого.
Но, зато приведу неполный список тех, к то приложил свое мастерство к возведению величественного здания (сведения из всемирной энциклопедии): Исмаил Афанди (Исмаил Хан) из Османской империи - турецкий архитектор, дизайнер главного здания, Устад Иса (англ. Ustad Isa) (Иса Мухаммад Эффенди) из Персии - персидский архитектор, ученик Синана, часто называемый главным создателем архитектурного образа памятника, Пуру из Бенаруса, Персия - надзирающий архитектор, Казим Хан, выходец из Лахора, - отлил золотое завершение шпиля, Chiranjilal, резчик по камню из Дели - главный скульптор и специалист по мозаике, Аманат Хан из Шираза, Иран - главный каллиграф, Мухаммад Ханиф - главный из каменщиков. А сама усыпальница, «умываемая» почти ежедневно белой глиной, стоит уже много лет, и (дай-то Бог) простоит еще много веков как памятник в чем-то «безумным», но замечательным, опытнейшим строителям прошедших веков.
Комментарии 3