В сюжетах неоднократно описываются его победы над татарами, в том числе и над Калиным-царём. Но, вероятнее всего, татары здесь – образ собирательный, под ними могут подразумеваться любые степняки, ибо татаро-монгольское нашествие случилось значительно позже, чем возникли первые былины об Илье Муромце. А вот хазар бивали и князь Владимир, отвоевавший у них Тмутаракань, и его сын Мстислав Храбрый. Тут Илья Муромец никак не мог остаться в стороне.
О его битве с иудейским богатырём рассказывает былина «Илья Муромец и Жидовин». Иудаизм исповедовался в Хазарии, которая в ту пору являлась главным соперником Руси в Причерноморье и Поволжье. И вот - «…из этой земли из Жидовския проехал Жидовин могуч богатырь» - и, выйдя с ним на битву, Илья Муромец одолел богатыря – после чего:
По плеч отсёк буйну голову,
Воткнул на копьё на булатное,
Повёз на заставу богатырскую…
Здесь, наверное, пора вспомнить о полянице, женщине-амазонке Златыгорке, с которой бился Илья Муромец, а победив, взял её силой – и она родила от него дочь, тоже поляницу, которая через много лет, желая отомстить за поругание матери, вышла на бой с Ильёй... А ведь, согласно легендам, амазонки жили в восточном Причерноморье!
Бой с иудейским богатырём.., встреча с амазонкой-поляницей… Не подсказывают ли эти былины, что Илья Муромец бывал на Северном Кавказе? Тем более, что в некоторых былинах побеждённая Ильёй поляница называется королевой Задонской, и это уж явное указание на северокавказские земли… А ведь князь Владимир Красно Солнышко приходил сюда - отвоёвывать у хазар Тмутаракань, – и вряд ли атаман всех богатырей мог остаться в стороне от столь важных ратных дел…
И ещё один подвиг Муромца следует здесь вспомнить. Это бой с Соловьём-разбойником, который жил недалеко от Киева, по дороге на Чернигов - и, скорее всего, был вовсе не чудищем, а предводителем одного из русских племён, не желавшим признать над собой власть князя Владимира. Вероятно, конфликт имел под собой религиозную почву: ведь не все росичи легко отрекались от язычества, чтобы перейти в христианскую веру. Отсюда и столь неприглядные краски, которыми обрисован Соловей-разбойник, и все эти намёки на инфернальность и оборотничество: похожий на персонаж древней славянской мифологии, сидит он на семи дубах, рычит по-звериному, шипит по-змеиному, свистом своим на людей страх наводит… И всё же, как видно из былины, Соловей – вполне земной человек, имеющий жену, замужних дочерей и зятьёв; когда Илья Муромец удивился, что все его дети «во единой лик», то услышал в ответ, что Соловей женит их между собой, «чтобы Соловейкин род не переводился». Возмущённый этим, Илья «прирубил у Соловья всех детушек» - за то, что «живут они зверским обычаем», а побеждённого Соловья-разбойника доставил ко двору князя Владимира, где и убил его.
Подобная расправа над язычниками была вполне в духе того времени. Князь Владимир тоже не церемонился ни со своими противниками, ни со старыми богами. Перед крещением Киева он повелел опрокинуть стоявших на княжеском дворе идолов Перуна, Даждьбога, Макоши, Хорса, Стрибога и Симаргла – одних порубили, других сожгли, а Перуна привязали к конскому хвосту и, сволочив его с горы, бросили в Днепр. Затем, как рассказывает «Повесть временных лет», послал Владимир по всему городу людей со следующими словами: «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Предупреждение достаточно красноречивое; и киевляне приняли крещение в Днепре…
В отличие от Киева, в некоторых местах христианство встречало яростное неприятие. Например, в Новгороде произошло восстание, и здесь сжигали дома упорствующих язычников.
Словом, при выкорчёвывании прежней языческой веры князю Владимиру нередко приходилось преодолевать сопротивление. Вполне логичным выглядит предположение, что и православный богатырь Илья Муромец совершал ратные подвиги на этой стезе… Соловья-разбойника он одолел по дороге из отчего дома в Киев; это явилось самым первым героическим свершением Ильи – и именно после него Владимир поставил его атаманом над всеми русскими витязями… Разумеется, православной церкви тоже был угоден такой поступок, ведь Соловей-разбойник являлся главой языческого рода, сопротивлявшегося принятию христианства. Тогда становится понятной и причина канонизации Ильи Муромца; из всех богатырей Древней Руси только он причислен к лику святых наряду с самим Владимиром Крестителем.
Обстоятельства смерти Ильи Муромца весьма туманны. Былины на сей счёт представляют много разных версий: в одной он уплывает куда-то вместе с Добрыней на Соколе Корабле, чтобы никогда уже не возвратиться; в другой - живой ложится в гроб; в третьей – каменеет вместе с другими богатырями; в четвёртой - уходит в монахи и после смерти становится святым…
Последняя версия оспаривалась многими учёными, хотя издавна любой, побывавший в Киеве, мог увидеть мощи Ильи Муромца, находящиеся в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры. Первое упоминание о них содержится в «Путевых заметках» посланника римского императора Эриха Ласотты. В 1594 году он писал, что в Антониевой пещере видел «великана и богатыря, названного Чоботком». Правда, Ласотта не знал, что такое прозвище было у Ильи Муромца.
Много позже, в 1701 году, Антониеву пещеру посетил паломник Леонтий: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым, - записал он, - ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением»…
О преподобном Илье, покоящемся ныне в лавре, известно, что после завершения воинской карьеры он решил окончить свои дни иноком и принял постриг в Феодосиевом монастыре (ныне Киево-Печерской лавре). Подобные примеры известны из нашей истории: так же поступили Александр Невский и русские богатыри Пересвет и Ослябя, проходившие послушание под началом Сергия Радонежского, а затем геройски погибшие на Куликовом поле… В книгах лавры записано упоминавшееся посланником Ласоттой прозвище угодника божьего Ильи Печерского - Илья Чобитко. Он обладал весьма внушительной комплекцией, а его рост - 180 сантиметров – по тем временам являлся поистине богатырским. На его останках сохранились следы многих ранений и переломов рёбер. Отсутствуют обе ступни ног. Кроме глубокой раны на левой руке, имеется значительное повреждение в левой области груди: по всей видимости, монах прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.
Почти до конца XX века некоторые исследователи ставили под сомнение возможность того, что преподобный Илья Печерский и былинный атаман Илья Муромец – это один и тот же человек. А в 1988 году Минздравом УССР была проведена официальная экспертиза мощей святого Илии с применением самой современной японской аппаратуры. Выяснилось, что возраст покойного – от 40 до 55 лет. Обнаружены дефекты позвоночника, позволяющие утверждать, что в юности он страдал параличом конечностей. Приблизительно установлена дата гибели: XI или XII век. Её причина – ранение в сердце.
Не оставляет сомнений, что преподобный Илья встретил свою смерть в бою, защищая Киев от очередных ворогов, каких в нашей истории были тьмы и тьмы…
С тех пор стали слагать на Руси песни о подвигах Ильи Муромца, посвятившего жизнь бескорыстному служению родному народу. Ещё в самом начале своего героического пути говорил он:
Я иду служить за веру христианскую
И за землю российскую,
Да и за стольный Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей…
Так жил и так погиб великий богатырь – сражаясь за свободу родного народа и за его святыни…
Ныне ковчежец с частицей его мощей, как одну из самых дорогих реликвий, хранит Кубанское казачье войско. Кроме того, частицы мощей преподобного Ильи Муромца переданы священнослужителями Киево-Печерской лавры в дар собору святителя Дмитрия Ростовского в Ростове-на-Дону. Подобные же святыни хранятся и во многих других храмах русской земли. Память преподобного Ильи Муромца отмечается по церковному календарю - 19 декабря по старому стилю (1 января по новому стилю).
Народ помнит своих героев. Войдя в былинные сказания и песни, Илья Муромец продолжает жить своей жизнью, выходя на бой с фантастическими чудовищами и сказочными богатырями-недругами, неизменно одолевая зло и подавая нам пример самоотверженного подвижнического служения Родине. Не каждому даётся бессмертие. Но старый казак, хранимый памятью народной, заслужил его и пребудет в веках – до тех пор, пока стоит земля русская...
http://www.ok.ru/oszemli
#русь
Нет комментариев