Попытка "уберечь Иосифа от всяких ленинградских провокаций… умыкнуть на время от пристального внимания всех и всяческих Лернеров" , отправив его в Тарусу, пришлась на три недели, примерно с двадцатого — двадцать первого января , максимум на день-другой позже, по девятое февраля.
Бродскому, в отличие от Ахматовой и других хлопотавших за него людей старшего поколения , не очень-то верится, что с ним может произойти что-то подобное тому, что случилось с первым Иосифом.
"Вы не думайте, пожалуйста, что мне плохо. Я спокоен. Я все время помню, что двадцать лет назад людям моего возраста было гораздо хуже ".
В Тарусе он, судя по стихам, продолжает переживать только самую страшную любовную драму своей жизни .
При этом, как следует из воспоминаний Виктора Голышева, Бродский не производил впечатления раздавленного жизнью человека:
" Иосиф был гораздо более общительный человек, чем я. Как-то сидели за одним столом с ним, матерью и Оттеном, вели какие-то беседы.
И как-то сразу все сложилось, не надо было ничего объяснять, все стало понятным: одно поколение, одни устремления".
Какие стихотворения входят в Тарусский текст Иосифа Бродского? К сожалению, ответ на этот вопрос не вполне однозначен.
С начала 1964 года до ареста 13 февраля Иосиф Бродский написал одиннадцать стихотворений.
Из них только про четыре указано, что они написаны в Тарусе:
— "Прощальная ода", январь 1964, Таруса;
— "Воронья песня", январь 1964, Таруса;
— "Обоз", январь или, по другой версии, февраль 1964, Таруса;
— "Филомела", февраль 1964, Таруса.
Еще одно стихотворение, место написания которого неизвестно:
— "Письма к стене", январь — февраль, 1964,
к Тарусскому циклу можно отнести с достаточной уверенностью: где бы он ни начал писать его в январе, продолжить работу над ним в феврале он мог только в Тарусе, поскольку все остальные февральские стихи написаны им уже в тюрьме.
Первое, что поражает в стихах Бродского, относящихся к тарусскому периоду его жизни, более чем краткому, — это то, что он, кажется, единственный из всех писавших тут полностью проигнорировал саму Тарусу.
Но это только на первый взгляд. Конечно, ему просто не до красот природы было в это время.
К тому же зимой, когда буколические пейзажи спят под снегом, когда Ока представляет собой просто укутанное снегом понижение рельефа, Таруса вряд ли кого может особенно очаровать.
Она его и не очаровала, но она сослужила ему совсем другую службу, под стать масштабу его тогдашней драмы и его личности. Для начала — просто дала выиграть время, потому что, не будь этих трех недель в Тарусе, цикл "Камерная музыка", уже предопределенный ему судьбой и властью, начался бы числа 22 января.....
/ Digest статьи О. Савоскул./
_____________________________________
Скрип телег тем сильней,
чем больше вокруг теней.
Сильней, чем дальше они
от колючей стерни.
Из колеи в колею
дерут они глотку свою
тем громче, чем дальше луг,
чем гуще листва вокруг.
Вершина голой ольхи
и желтых берез верхи
видят, уняв озноб,
как смотрит связанный сноп
в чистый небесный свод.
Опять коряга, и вот
деревья слышат не птиц,
а скрип деревянных спиц
и громкую брань возниц.
( январь1964 )
***
Где ты! Вернись! Ответь! Где ты. Тебя не видно.
Все сливается в снег и в белизну святую.
Словно ангел — крылом — ты и безумье — слито,
будто в пальцах своих легкий снежок пестую.
Нет! Все тает — тебя здесь не бывало вовсе.
Просто всего лишь снег, мною не сбитый плотно.
Просто здесь образ твой входит к безумью в гости.
И отбегает вспять — память всегда бесплотна.
(январь 1964)
***
Снова пришла лиса с подведенной бровью,
снова пришел охотник с ружьем и дробью,
с глазом, налитым кровью от ненависти, как клюква.
Перезимуем и это, выронив сыр из клюва, но поймав червяка!
Извивайся, червяк чернильный
в клюве моем, как слабый, которого мучит сильный;
дергайся, сокращайся! То, что считалось суммой
судорог, обернется песней на слух угрюмой,
но оглашающей рощи, покуда рощи
не вернут себе прежней рваной зеленой мощи.
Знать, в холодную пору, мертвые рощи, рта вам
не выбирать, и скажите спасибо нам, картавым!
( январь1964 г.)
***
Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать.
Все равно я сюда никогда не приду умирать,
Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись.
Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись.
Человек — это шар, а душа — это нить, говоришь.
В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш.
Отпустить — говоришь — вознестись над зеленой листвой.
Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой.
( январь- февраль 1964)
**
Нет, Филомела, прости:
я не успел навести
справки в кассах аллей —
в лучшей части полей
песнь твоя не слышна.
Шепчет ветру копна,
что Филомела за вход
в рощу много берет.
( февраль 1964.)
Комментарии 1
**
Летом 1957 поселяется Николай Заболоцкий.
**
В 1956 после лагерей в Тарусу переезжает Ариадна Эфрон
**
К этому времени Паустовский уже давно пребывал в статусе небожителя: в 1939 году Верховный Совет СССР признал это награждением писателя Орденом Трудового Красного Знамени.
**
Летом 1958 года в Тарусе, на Оке Святослав Теофилович Рихтер
покупает сторожку у речного пароходства.
**
А первым адресом в Тарусе Надежды Яковлевны Мандельштам в 58-м году становится дом именно Голышевых — Оттенов.
**
В 62-м — Л. Я. Гинзбург.
**
Да и кенотаф (надгробный памятник без захоронения) Марины Цветаевой изначально появился здесь в 1962 году !
**
Какой же это городок,
" гордящийся присутствием на карте"?!
Здесь было КЕМ гордиться еще задолго до 1963 года!
И этот список можно еще продолжать и продолжать....
И как это -- не было электричества, если у поднадзорного Оттена был телефон ?