"Для меня самое главное в "Реквиеме" — это тема раздвоенности, тема неспособности автора к адекватной реакции. Понятно, что Ахматова описывает в "Реквиеме" все ужасы "большого террора".
Но при этом она все время говорит о том, что близка к безумию. Помните?
Уже безумие крылом
Души закрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду
Эта вторая строфа, быть может, лучшая во всем "Реквиеме".
Здесь самая большая правда и сказана:
"Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду".
Ахматова описывает положение поэта, который на все, что с ним происходит, смотрит как бы со стороны.
Потому что, когда поэт пишет, то это для него — не меньшее происшествие, чем событие, которое он описывает.
Отсюда — попреки самого себя, особенно когда речь идет о таких вещах, как тюремное заключение сына или вообще какое бы то ни было горе.
Начинается жуткий покрыв самого себя: да что же ты за монстр такой, если весь этот ужас и кошмар еще и со стороны видишь.
Но ведь, действительно, подобные ситуации — арест, смерть (а в "Реквиеме" все время пахнет смертью, люди все время на краю смерти) — так вот, подобные ситуации вообще исключают всякую возможность адекватной реакции. Когда человек плачет — это личное дело плачущего.
Когда плачет человек пишущий, когда он страдает — то он как бы даже в некотором выигрыше от того, что страдает.
Пишущий человек может переживать свое горе подлинным образом.
Но описание этого горя — не есть подлинные слезы, не есть подлинные седые волосы.
Это всего лишь приближение к подлинной реакции.
И осознание этой отстраненности создаст действительно безумную ситуацию.
"Реквием" — произведение, постоянно балансирующее на грани безумия, которое привносится не самой катастрофой, не утратой сына, а вот этой нравственной шизофренией, этим расколом – не сознания, но совести.
Расколом на страдающего и на пишущего. Тем и замечательно это произведение.
Конечно, "Реквием" Ахматовой разворачивается как настоящая драма: как настоящее многоголосие. Мы все время слышим разные голоса — то простой бабы, то вдруг — поэтессы, то перед нами Мария. Это все сделано как полагается: в соответствии с законами жанра реквиема.
Но на самом деле Ахматова не пыталась создать народную трагедию. "Реквием" — это все-таки автобиография поэта, потому что все описываемое — произошло с поэтом.
Рациональность творческого процесса подразумевает и некоторую рациональность эмоций. Если угодно, известную холодность реакций.
Вот это и сводит автора с ума".
_____________
ИОСИФ БРОДСКИЙ О "РЕКВИЕМЕ".
Из книги "Иосиф Бродский — Соломон Волков: Диалоги".
Комментарии 1
Читает Алла Демидова