Предыдущая публикация
Отсюда — взгляни — видней
та наклонная башня. Поскольку в ней —
тюрьма, время дня и движенье дней
определяют у нас углом
ее и сидящих в ней поделом
наклона к земле, а не над столом
висящими ходиками. Звон оков —
те же куранты. И сумма чужих сроков —
наш календарь..."
И.БРОДСКИЙ.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
____________
"Белый театр".
Режиссер Григорий Дитятковский.
|
Что касается самого Бродского, то он говорил об этой пьесе, как о "сильно развёрнутом стихотворении из цикла "Post aetatem nostram".
|
Несмотря на нелюбовь поэта к театру, увидеть свою пьесу на сцене он хотел. И, судя по фотографиям
(актеры Вернер Рэм и Ханнц Цишлер и, конечно, Иосиф Бродский, в чьей пьесе "Мрамор" они играли), от общения с актерами он получал истинное удовольствие. Как, впрочем, и от написания пьесы: "каждая строка ...ЕщёМнения о пьесе противоречивы. Эллендея Проффер в книге "Бродский среди нас" вспоминает, как на прямой вопрос поэта, что они с Карлом думают о "Мраморе", она ответила, что "пьеса читается как неудачная смесь из Стоппарда и Беккета". Анатолий Найман в интервью достаточно резко отвечал: "Я очень не люблю пьесу „Мрамор". Это очень противная вещь сама по себе", хотя и признавал, что она не лишена остроумия. А вот переводчик А. Майерс, например, считал ее "маленьким шедевром".
|
Что касается самого Бродского, то он говорил об этой пьесе, как о "сильно развёрнутом стихотворении из цикла "Post aetatem nostram".
|
Несмотря на нелюбовь поэта к театру, увидеть свою пьесу на сцене он хотел. И, судя по фотографиям
(актеры Вернер Рэм и Ханнц Цишлер и, конечно, Иосиф Бродский, в чьей пьесе "Мрамор" они играли), от общения с актерами он получал истинное удовольствие. Как, впрочем, и от написания пьесы: "каждая строка в стихотворении дается с огромным трудом, а реплики в диалоге — легко. Ежедневно можно сочинять две страницы драматического текста и с сознанием выполненного долга идти обедать, а когда занят стихами, то за ланчем ты съедаешь больше, чем создаешь".
Пьеса «Мрамор»И.Бродского
Действующие лица — приговорённые к пожизненному заключению соседи по камере, древние римляне, причём Туллий — из аристократического рода, а Публий по происхождению варвар. Почему сидят? За какое преступление? Просто сидят. Они попали в три процента населения, которые по задумке императора Калигулы должны быть изолированы для профилактики.
Туллий — философ, эстет, цитирующий поэтов-классиков, заботящийся об обитающей в клетке под потолком камеры канарейке, а Публий больше думает о лакомствах, удовлетворении плотских потребностей. Туллий более решителен: он изобретательно разрабатывает план побега и осуществляет его. Из камеры нет другого выхода, кроме мусоропровода, под которым располагается гигантская мясорубка-измельчитель для мусора, а ещё ниже — в море — стая крокодилов. Сбросив в мусоропровод десяток огромных бюстов римских поэтов (Горация, Овидия, Вергилия и других), Туллий выводит из строя железную мясорубку ...ЕщёЗдравствуй, трагедия! Давно тебя не видали
Пьеса «Мрамор»И.Бродского
Действующие лица — приговорённые к пожизненному заключению соседи по камере, древние римляне, причём Туллий — из аристократического рода, а Публий по происхождению варвар. Почему сидят? За какое преступление? Просто сидят. Они попали в три процента населения, которые по задумке императора Калигулы должны быть изолированы для профилактики.
Туллий — философ, эстет, цитирующий поэтов-классиков, заботящийся об обитающей в клетке под потолком камеры канарейке, а Публий больше думает о лакомствах, удовлетворении плотских потребностей. Туллий более решителен: он изобретательно разрабатывает план побега и осуществляет его. Из камеры нет другого выхода, кроме мусоропровода, под которым располагается гигантская мясорубка-измельчитель для мусора, а ещё ниже — в море — стая крокодилов. Сбросив в мусоропровод десяток огромных бюстов римских поэтов (Горация, Овидия, Вергилия и других), Туллий выводит из строя железную мясорубку и заодно губит крокодилов, подавившихся мраморной крошкой. После этого на диванном матраце, с трудом помещающемся в трубе мусоропровода, спускается в море и добирается до города. Купив в ближайшей лавке корм для канарейки (в котором узникам было отказано администрацией башни-тюрьмы), он возвращается. Куда бежать? Свободы нет нигде. Зрительный зал от сцены отделен колючей проволокой, заключенные и там, и здесь. Философ Туллий знает, что свобода только внутри человека, в его душе.
Время и свобода — две основные темы спектакля. Сколько они уже сидят? Непонятно. Действие происходит во втором веке после нашей эры. Место действия — Рим, но, судя по всему, уже не тот Рим, в котором они начинали жить, а господствующий во всем мире. Камера не камера, а две «однокомнатные квартиры», напичканные всякой суперсовременной техникой, напоминающие кабину космического корабля. И сколько им лет? Знать бы! Часов нет. Не бессмертны ли они? Как понять? Порезавшись во время тренировки, один из них просит не останавливать кровь, так как пока она капает, ощущается время. А «Время» в камере проходит в постоянных пикировках Туллия и Публия: Туллий упрекает Публия за его стремление на свободу, которое он также считает проявлением варварства. Побег — это выход из Истории в Антропологию, «или лучше: из Времени — в историю». Но, по мысли Туллия, главный недостаток любого пространства, и в том числе этой камеры, заключается в том, что в нем существует место, в котором нас не станет. Его поэтому его не интересует ни где он умрет, ни когда это произойдет. Его интересует только, «сколько часов бодрствования представляет собой минимум, необходимый компьютеру для определения» состояния человека как бытия. То есть для определения, жив ли он. И сколько таблеток снотворного он «должен единовременно принять, дабы обеспечить этот минимум».
Бродский говорил: « Человек одинок, как мысль , которая забывается» .
Давайте не забывать друг друга , и не оставаться в одиночестве. Сейчас , как никогда.