КОРР.: ,, Говорят, давным-давно в вашей “выгородке” в коммунальной квартире в доме Мурузи было много любимых вами пластинок. Джаз, музыка барокко, классицизм… Изменились ли как-то с тех пор ваши отношения с музыкой, ваши пристрастия?,,
ИОСИФ БРОДСКИЙ.: ,, Да, правда, пластинок была масса. А отношения с музыкой не изменились нисколько. Поменялось лишь, в количественном отношении, время общения с музыкой, — его стало еще больше, — и количество пластинок увеличилось. А вкусы не сильно изменились…,,
КОРР. :,, То есть по-прежнему — Бах?..,,
ИОСИФ БРОДСКИЙ : ,, Не “по-прежнему Бах”… Моцарт, Перголези, Гайдн, Монтеверди, все что угодно. Масса всего, всех любимых не назовешь. Недавно, например, полюбил музыку Меркаданте…,,
КОРР :,, <…> А Вивальди?,,
ИОСИФ БРОДСКИЙ : ,,Ну, этот человек столько раз меня спасал…,,
КОРР. ,, Для вас ныне, как и раньше, тридцать пять лет тому назад, “В каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог”?,,
ИОСИФ БРОДСКИЙ : ,,Это чрезвычайно риторическое утверждение! Хотя, в общем… В принципе, — да. <…>,,
КОРР. : ,, В музыке Гайдна вы искали света, спокойствия, веселой мудрости?,,
ИОСИФ БРОДСКИЙ : ,, Нет, я ничего не искал. Там не ищешь, там получаешь.,,
КОРР. : ,,Что дает вам слушание музыки?,,
ИОСИФ БРОДСКИЙ : ,, Самое прекрасное в музыке… <…> если вы литератор, она вас научает композиционным приемам, как ни странно. Причем, разумеется, не впрямую, ее нельзя копировать. Ведь в музыке так важно, что за чем следует и как всё это меняется, да?,,
Интервью с Иосифом Бродским, данным им во Флоренции Елене Петрушанской 21 марта 1995 года.
Фрагмент.
***********
Вивальди и Бах. Два гения барокко, чьи судьбы пересеклись самым причудливым образом. Музыку знаменитого итальянца молодой Иоганн Себастьян Бах тайком переписывал ночами, позже, очень ценя – перекладывал для органа. А спустя сто лет, именно благодаря баховским переложениям, имя Вивальди было извлечено из небытия. Вивальди – блестящ. Бах учился у Вивальди. Но, будучи величайшим из великих, пошёл своим путём....
Несмотря на то, что они были современниками, Вивальди и Бах никогда не встречались в жизни. В то время как итальянский мастер путешествовал с концертами по всей Европе, немецкий композитор никогда не покидал пределы Северной Германии.
Заочный ученик Вивальди, Бах впитал стиль своего кумира и впоследствии стал делать переложения произведений виртуозного итальянца для органа...
Спустя сто лет, именно благодаря баховским переложениям, имя Вивальди вновь обрело популярность. Эти произведения, сочетающие легкость стиля Вивальди и виртуозность интерпретации Баха, стали классикой органного репертуара.
Комментарии 4
А вот Вивальди открылся широкой публике только в XX веке. В 1926 году в монастыре в Пьемонте были найдены четырнадцать томов сочинений Вивальди, которые считались утраченными во время наполеоновских войн. Пос
...ЕщёПосле смерти оба композитора были забыты. Разве что клавирное творчество Баха использовали в качестве учебных и практических пособий, а в церквах продолжали исполнять его органную и хоровую музыку, но больше он ценился как исполнитель-виртуоз. Некоторые известные композиторы эпохи классицизма хорошо говорили о нем. Например, Моцарт при посещении школы св. Фомы в Лейпциге, где преподавал Бах, услышав один из его мотетов сказал: «Здесь есть чему поучиться!» и, попросив ноты, долго их изучал. А Бетховен называл его «истинным отцом гармонии» и говорил: «Не Ручей, а Море имя ему» (Бах переводится с немецкого как «ручей»). Всплеск интереса к музыке Баха произошел, когда впервые после его смерти, 11 марта 1829 года исполнили его «Страсти по Матфею» под управлением Феликса Мендельсона.А вот Вивальди открылся широкой публике только в XX веке. В 1926 году в монастыре в Пьемонте были найдены четырнадцать томов сочинений Вивальди, которые считались утраченными во время наполеоновских войн. После Второй мировой войны музыка Вивальди стала пользоваться ещё большим успехом. Как теплая весна воскрешает природу после холодной зимы, пусть с аллергией и слякотью в марте, так и музыка Вивальди воскресла после двух страшных мировых войн.
Под музыку Вивальди,
Вивальди! Вивальди!
под музыку Вивальди,
под вьюгу за окном,
печалиться давайте,
давайте! давайте!
печалиться давайте
об этом и о том.