Этот пост является третьим по счету из числа многодневных и его сроки всегда одни и те же – с 14 по 27 августа.
Посвящен пост Пресвятой Богородице, а его последний день – это канун праздника Ее Успения, отмечаемого 28 августа.
Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.
По Преданию Церкви, перед Своим успением (мирной кончиной) Матерь Божия усиленно постилась и молилась Господу.
По своей строгости Успенский пост приравнивается к Великому посту.
Главными целями поста являются борьба человека со своими страстями, греховными помыслами и делами, в чем вместе с постом помогают молитва и дела милосердия.
На Успенский пост попадает два больших праздника – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня («Медовый Спас») 14 августа и Преображение Господне («Яблочный Спас») 19 августа.
14, 19 августа в храмах совершается освящение плодов нового урожая. В народном календаре эти дни называются Спасами.
Спас — это сокращенная форма слова Спаситель: так называют Иисуса Христа, Сына Божьего, Который избавил людей от рабства греху, даровал всему человечеству возможность спасения души и вечной жизни. Народное название праздников как раз и указывает на их связь со Спасителем.
Так в первый день поста 14 августа празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.
Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня этот праздник был учрежден в Константинополе, где раньше хранилась часть Креста, на Котором был распят Иисус Христос. Раз в год в первый день августа (14-го по новому стилю), когда из-за жары люди особенно страдали от распространения различных инфекций, ее торжественно выносили из царской сокровищницы в собор Святой Софии. Затем в течение двух недель Крест носили по городу и служили перед ним молебны. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси св. равноап. князем Владимиром.
19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Освящение продуктов в эти праздники связано с древней церковной традицией освящения плодов нового урожая.
На Медовый Спас 14 августа в церкви освящают мед нового сбора, на Яблочный Спас 19 августа— яблоки.
К этому времени эти плоды как раз созревают. А в качестве дней для освящения были выбраны особо почитаемые в августе праздники церковного календаря, когда люди стремились обязательно прийти в церковь.
Практика освящения плодов нового урожая берет начало от обычая приносить Богу, как Владыке Неба и земли, начатки плодов и скота. Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего — читаем мы в книге Исход (Исх 23:19). Более того, согласно Ветхому Завету, евреи не могли даже есть плоды урожая раньше, чем первые плоды его будут принесены Богу. Никакого хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших (Лев 23:14).
Сегодня в нашем храме после праздничной Божественной Литургии отец Александр совершил водосвятный молебен, по окончании которого был освящен мед нового урожая.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев