Лётчик-испытатель Ю.М.Куприянов и штурман Л.Ф.Кузнецов доложили, что в воздухе машина устойчива, управляется отлично. А экзотический вид… так он был обусловлен задачами, для которых строился этот аппарат – ведь конструктор Роберт Людвигович Бартини создавал ни много ни мало межконтинентальный транспорт будущего, который сможет обходиться без сложной наземной инфраструктуры: ВВА-14 должна была взлетать и как обычный самолёт, и вертикально, без ВПП, и с воды, причём со штормящего до шести баллов моря.
Практический потолок амфибии составлял 10 км, но она могла летать и в режиме экраноплана, низко над поверхностью воды, благодаря чему становилась невидимой для радаров. При длине 25,97 м и размахе крыла 28,50 м её максимальная взлётная масса достигала 52000 кг, как у больших грузоподъёмных ВС того времени. То есть ВВА-14 могла бы использоваться как гидросамолёт в транспортном и в пассажирском вариантах, как бомбардировщик и торпедоносец. И ещё немного цифр для полноты портрета: максимальная скорость составляла 760 км/ч, крейсерская 640 км/ч, скорость барражирования 360 км/ч, дальность полёта 2450 км.
За время испытаний в 1972-74 годах ВВА-14 выполнила 107 полётов общей продолжительностью 103 часа. Правда, только с ВПП и с Азовского моря, т.к. с поставкой двигателей вертикального взлёта смежное предприятие затянуло. А потом Бартини не стало. И осиротевший проект пошёл на убыль. Амфибию сначала переделали в испытательный стенд экраноплана, который так и не довели до ума, и вскоре вовсе забросили. Конечно, всё было не зря – позже идеи и наработки из проекта ВВА-14 были использованы в самолётах А-40 «Альбатрос» и Бе-200 «Альтаир». Но перспективному транспорту будущего не суждено было стать массовым.
Монинскому музею очень повезло быть обладателем единственного сохранившегося экземпляра ВВА-14, причём первой машины (их построили две, вторую в Таганроге распилили в 1997 на металлолом).
Правда, при доставке в 1987 году самолёт был чудовищно покалечен и разграблен в ноль, да и поставили его в глубине дальнего поля, на второй линии, посетителям разглядеть его трудно.
Занимался экспонатом волонтёрский отряд. О том, что было сделано, мы подробно отчитывались здесь в группе.
Для новых подписчиков напомним, совсем коротко, только главные пункты: отмыли самолёт керхером от слоёв грязи и мха, вычистили его внутри от многолетних скоплений мусора (которого было по колено), начали купировать очаги коррозии (иначе корпус превращается в труху), начали ставить на пробоины дюралевые заплаты, закрыли заглушками выбитое остекление в кабине (на отливку стёкол так и не успели накопить денег), изготовили часть утраченных люков (чтобы пресечь доступ на борт вандалам), настелили внутри полы взамен сгнивших (чтобы по самолёту можно было безопасно передвигаться), подготовили к навеске оперение (хвосты, стабилизаторы и консоли валялись прямо на грунте, мы подняли их на ложементы из шпал, обслужили такелажные узлы), нашли и отреставрировали переднюю приборную панель (саму доску, приборы пока не ставили), и самое масштабное – в 2022 году привели в рабочее состояние основную стойку шасси, изготовив недостающие детали и отремонтировав все четыре колеса, чтобы самолёт без аварий мог катиться на своих ногах, т.к. у музея были планы передвигать его. Нашли и доставили в музей металл для подпорок под шасси, и начали их изготавливать. Провели консультации со специалистами авиазаводов и закупили материалы для силового ремонта стабилизатора (раскуроченного проехавшим по нему трактором), а в перспективе и смятых хвостовых частей бортотсеков. Были контакты и наработки по изготовлению стёкол. При помощи неравнодушных читателей группы мы собрали хороший инструментальный фонд и запас расходников – было чем работать. А главное, собралась замечательная бригада – было кому работать.
С января 2023 года музей приостановил деятельность волонтёрского отряда. С августа 2024 установка заплат на пробоины продолжена силами ИП.
Такова судьба уникального ЛА, образца смелости, даже дерзости конструкторской мысли Бартини. Единственного из его самолётов, дошедшего до наших дней в металле.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев