В этом варианте газовую камору перенесли ближе к патроннику, а вокруг ствола появился дульный тормоз специальной конструкции. Этими сложными манипуляциями удалось добиться уменьшения величины отдачи примерно на 40%. При этом требуемого результата при стрельбе достичь не получилось.
Другой вариант дульного тормоза соединял в себе сразу два тормоза, находившиеся на стволе. Первый представлял собой камору со щелевыми отверстиями и подпружиненным кольцом, в которую газы попадали из канала ствола через четыре наклонных отверстия. За ним последовательно располагался второй щелевой тормоз более простой конструкции, куда попадали оставшиеся пороховые газы. Такая конструкция не только уменьшала отдачу, но и служила пламегасителем, а также не оказывала на стрелка сильного звукового давления.
Заводские испытания опытного автомата АКМ №1259 показали обнадёживающие результаты. В сравнении со штатным автоматом при стрельбе короткими очередями лёжа с упора кучность возросла в 1,7 раза, а лёжа с руки — в 5 раз. Однако сложность конструкции дульного тормоза затрудняла внедрение такого изделия в серийное производство, а также ограничивала применение штатного штыка.
В 1963 году был составлен дополнительный план по отработке кучности автомата АКМ, в рамках которого были исследованы различные конструкции дульных тормозов и тормозов-компенсаторов. Они оказались аналогичными по эффективности, более простыми по конструкции, а также позволяли крепить к автомату штык.
Параллельно с установкой дульных устройств на опытных АКМ исследовались другие технические решения, такие как гидравлический замедлитель, усиленная возвратная пружина, затворная рама со скосом, подпружиненное цевьё, а также стрельба с использованием оптических прицелов. Из всего многообразия дульных устройств наиболее эффективным и малогабаритным оказался дульный тормоз №2 (фото №16 и №17). На опытном автомате АКМ №2152 с установленным ижевским дульным тормозом №2 (и рядом других конструктивных изменений) удалось достичь характеристик кучности стрельбы в 1,6-3,5 раза выше штатных показателей.
Вместе с испытаниями тормоза №2 появился новый усовершенствованный дульный тормоз-компенсатор №7 (фото №22) с увеличенным компенсационным импульсом. Эффективность новой версии дульного устройства увеличилась на 13,1%. Предварительные испытания показали явное улучшение кучности боя в сравнении со штатным автоматом, особенно при стрельбе из положения стоя. В итоге тормоз-компенсатор №7 показал увеличение кучности от 1,15 до 3 раз в сравнение со штатным автоматом, но вызвал повышенное воздействие звуковой волны на стрелка.
Итогом объёмных работ 1962-1963 годов стала возможность увеличения кучности стрельбы из АКМ автоматическим огнём в 1,5-2 раза путём использования эффективных малогабаритных дульных тормозов-компенсаторов в сочетании с изменением темпа стрельбы. Дело оставалось лишь за подбором наиболее технологичной и эффективной конструкции дульного устройства. Однако столь эффективный дульный тормоз-компенсатор появится не в конструкции АКМ, а уже в новом поколении автоматов Калашникова калибра 5,45 мм.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев