Этот лик – одна из самых важнейших святынь русского народа. Его огромное значение признают не только глубоко верующие христиане, но и те, кто довольно далек от религии.
А суть отношения людей к ней, пожалуй, лучше всего выразил священник и философ Павел Флоренский.
"Вот, я смотрю на икону, – писал он, – и… как чрез окно, вижу я Богоматерь и Ей Самой молюсь, лицом к лицу, но никак не изображению. Да в моем сознании и нет никакого изображения: есть доска с красками, и есть Сама Матерь Господа. Окно есть окно… А за окном — видение Пречистой. Иконописец показал мне Ее, он отверз завесу, а Та, Кто за завесой, — предстоит объективною реальностью".
И действительно, Владимирская, наверное, – наиболее почитаемая из всех икон. Считается, что на протяжении веков она оберегала Русь от врагов, исцеляла от тяжелых недугов. И потому стала символом надежды и спасения.
Именно поэтому празднование в ее честь проводится аж три раза в год: 3 июня, 6 июля и 8 сентября. Все они посвящены знаковым историческим событиям, участницей которых была святыня.
Так, 8 сентября отмечается Сретение Владимирской иконы Божией Матери, отсылающее к XIV веку. В 1395 году вплотную к Москве подступил Тамерлан. Его войско, известное своей жестокостью и беспощадностью к врагам, сильно превосходило русские силы.
Для поддержания морального духа митрополит Киприан повелел доставить в столицу Владимирскую икону. Встречали ее на Кучковом поле (нынешний район Лубянской площади).
И вскоре произошло чудо: войско Тамерлана отступило. По преданию, легендарный завоеватель увидел во сне Деву в окружении ангелов, держащих огненные мечи. Она приказала ему оставить город. Тамерлан решил не противиться грозному знамению.
После этого на Кучковом поле в честь этой встречи (сретения) был построен Сретенский монастырь и установлено всенародное празднование.
Следующее чудо произошло более ста лет спустя. В 1521 году покорить Москву вознамерился крымский хан Мехмед Гирей I. В этот раз к помощи образа прибег князь Василий III. С тех пор 3 июня церковь славит Пресвятую Богородицу, а этот день считается праздничным.
И, наконец, третье событие. В конце XV века Русское государство решило избавиться от многовековой зависимости монголо-татар. Московский князь Иван III отказался платить дань ордынцам. Это, естественно, не могло остаться безнаказанным. Хан Ахмат отправился в очередной раз "воевать Русь" и разбил лагерь на берегу реки Угры.
А на противоположном берегу расположились русские войска. Именно туда летом 1480-го принесли Владимирскую икону и отслужили возле нее молебен. После этого начали являться всевозможные знамения, Ахмат был серьезно напуган. Он вскоре отступил, а Русь наконец избавилась от многолетнего неволья.
В память об этом 6 июля во всех церквях России до сих пор проходят торжественные службы. А верующие с особой благодарностью обращаются в молитвах к небесной заступнице.
Согласно церковному преданию, Владимирская икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Считается, что образ выполнен на доске от стола, за которым сидели Христос и Богородица. До середины V века она оставалась в Иерусалиме, затем попала в Константинополь.
А в 1131 году икона была прислана в подарок князю Юрию Долгорукому от патриарха Вселенского Луки Хризоверха. Поначалу она находилась в женском Богородичном монастыре города Вышгорода, неподалеку от столицы Киевской Руси.
Но вскоре сын Долгорукого Андрей Боголюбский перевез (некоторые историки считают – украл) образ в свои Залесские владения. Так в 1155 году икона оказалась сначала в его резиденции в селе Боголюбово, а затем – во Владимире-на-Клязьме.
Святыню князь поместил в специально построенном для этого Успенском соборе. Она стала главной святыней храма и с тех пор получила свое наименование – Владимирская. По приказу князя Андрея реликвия была украшена дорогим окладом.
Икона сопровождала Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году. Но спустя 12 лет князь был убит, а дорогой оклад – украден. Икона оказалась в руках рязанских князей. Лишь после победы младшего брата Боголюбского, Михаила, святыня вновь вернулась во Владимир.
О том же, когда она была перенесена в Москву, историки спорят. Большинство сходится на том, что произошло это в 1480 году – после стояния на реке Угре. Тогда Владимирскую установили в новом кремлевском Успенском соборе – справа от царских врат.
Именно стоя перед ней в 1552 году Иван Грозный возносил свои молитвы перед походом на Казанское ханство, а по возвращении совершал благодарственные молебны. Даже составляя духовное завещание, царь обращался к Владимирской иконе. Называл ее "державы Руския заступление" и завещал своим детям жить так, чтобы Бог был с ними "молитвами… Богородицы… и милостию честнаго Ея образа иконы Владимирская".
Образ помог и в 1598-м, когда к Новодевичьему монастырю пришел крестный ход, а просители умоляли сесть на престол шурина Грозного – Бориса Годунова.
Новая страница истории Владимирской иконы началась после революции. В 1918-м ее взяли на реставрацию, а восемь лет спустя передали в Государственный исторический музей, откуда затем попала в Третьяковскую галерею. А ее дорогие золотые оклады экспонируются в Оружейной палате Кремля.
То, что образ, которому без малого тысяча лет, уцелел после стольких перипетий, – самое главное чудо. Сегодня он находится в храме-музее Святителя Николая Чудотворца при все той же Третьяковке.
Источник: https://ria.ru/amp/20240701/ikona-1880761350.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев