До революции Рождество было главным зимним праздником. Его ждали и встречали всей семьей: наряжали елку, рассылали открытки, готовили угощения и подарки.
Революция 1917 г. все изменила. Почти с первых своих дней новая власть развернула борьбу с церковью как институтом. Меняли не только привычки и традиции, но и мировоззрение людей. Религиозные праздники объявили буржуазными пережитками, оставшимися от старого мира.
15 ноября 1922 года в газете «Правда» была опубликована статья И. Степанова «Комсомольское Рождество или почему бы нам не справлять религиозные праздники».
Под литературным псевдонимом писал известный советский партийный и государственный деятель И.И. Скворцов-Степанов, входивший в Комиссию по отделению церкви от государства при ЦК РКП(б). Он предложил целую программу «Комсомольского Рождества», по образцу карнавалов времен Великой Французской революции. По его задумке по главным улицам городов и районов должны были пройти процессии во главе с идолами богов древних религий — шумерского Мардука, египетского Осириса, индийского Будды, — которых держали бы на руках их «богородицы». Это показало бы, что в Иисусе и богоматери нет ничего оригинального, а значит, и святого. После процессии комсомольцы, красноармейцы и коммунисты должны были прочитать лекции в клубах или на трибунах прямо на улицах, следуя методичкам, которые им прислали из ЦК. Оформить трибуны для докладов следовало в языческой манере.
Эта публикация в официальной партийной газете фактически сыграла роль пускового механизма антирождественской кампании.
Комсомольские организации на местах сразу же приступили к подготовке «Комсомольского Рождества». Программы празднования включали лекции по истории религии, театральные постановки, литературные суды, красные коляды и специально написанные красно-рождественские песни.
Но самым важным событием стали карнавалы, подготовленные по советам товарища Степанова. Комсомольцы выходили на улицы, проводя факельные шествия и шумные представления даже в двадцатиградусный мороз.
Информация о проведении «Комсомольского Рождества» в Оренбургской губернии сохранилась в документах фонда № 208 «Оренбургский губернский комитет ВЛКСМ» и местной периодической печати.
#ОГАОО #Архив #Оренбуржье #время_новогодних_историй #новыйгод #Комсомольское_Рождество
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев