В Бурзянском районе торжественно открылся историко-культурный комплекс "Шульган-Таш", где можно увидеть творения человека, созданные, по мнению учёных, 20, 30, а может быть и 40 тысяч лет назад.
Павел Проломов — о синтезе фундаментальной науки, высоких технологий и древнего искусства.
В полутора километрах от окутанной легендами башкирской пещеры “Шульган-Таш” раскинулся одноимённый музейный комплекс. Яркой церемонией с национальным колоритом, он официально распахнул свои двери для туристов со всей России. Здесь же, прошло открытие Международного года фундаментальных наук под эгидой РАН.
“К этому месту привлечено внимание всей страны. Это действительно сегодня столица и культуры и науки нашей страны”.
Работа над музеем активно пошла только в последние годы.
Радий Хабиров, Глава РБ:
“Когда мы начали достраивать музей, начали формировать внутренние экспозиции, мы начали понимать, что мы должны просто рассказать России, мы должны рассказать россиянам, мы должны рассказать научному сообществу, что есть такая пещера, что есть такой музей, что есть такие научные возможности”.
Экспозиция музейного комплекса поделена на 7 тематических блоков. В центре внимания гостей – факсимиле с точными копиями рисунков эпохи палеолита из пещеры “Шульган-Таш”.
Панно “Лошади и знаки”, “Западное” и “Восточное” — результат 6-ти месячной кропотливой работы реставраторов из французского города Монтиньяк. Во главе группы стоял Эудаль Гийамет, который когда-то открыл миру древнее наскальное изображение верблюда в пещере Шульган-Таш. С помощью башкирских учёных, которые предоставили все необходимые материалы, панно получились максимально реалистичными.
Фаузиль Маликов, директор историко-культурного музея-заповедника "Пещера Шульган-Таш":
“И мы, конечно, посвятили не только эпохе Палеолита музей, а всему: и эпосу Урал-Батыр и какие в пещере обитают насекомые и конечно снабдили всё интерактивом”.
Интерактива в музее действительно хоть отбавляй. Например, тут можно послушать интервью учёных через специальное устройство, покрутить ЗD-модель пещеры или виртуально стереть граффити на сенсорном экране.
Павел Проломов, корреспондент:
“Если в других музеях такие экспонаты убирают за стекло, то здесь можно своими руками потрогать, например, череп доисторического бизона и вам за это ничего не будет”.
Комплекс является и учебным центром. В его стенах дети смогут изучать естественные науки. Тут есть даже класс для занятий наскальной живописью.
Данир Гайнуллин, директор Научного-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ:
“Классы, которые сюда заходят – мы им даём те же краски, которыми рисовал древний человек, они его мешают с жиром, получают эту краску, потом наносят рисунки и когда класс уходит – мы обратно его закрашиваем в белый цвет, на следующий день принимаем уже новый класс”.
Комплекс даёт возможность увидеть то, что скрыто от глаз туристов. Потому что к оригинальным наскальным изображениям вход сейчас закрыт.
Павел Проломов корреспондент:
“События, произошедшие 17 тысяч лет назад, в период появления рисунков, трудно себе представить. Но находясь здесь, в пещере, начинаешь осознавать, частью какой богатой истории человечества мы являемся. Это ощущение и удалось в полной мере передать в музейном комплексе "Шульган-Таш"”.
Музейный комплекс поможет снизить губительную антропогенную нагрузку на пещеру и даст дополнительный шанс на включение исторического объекта во всемирное наследие.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев