1. Отец русского театра Федор Волков, возглавивший театр, обладал неплохим даром импровизации не только на сцене. Его помнят и как «эффективного кризисного менеджера». В день восшествия на престол Екатерины II выяснилось, что в суете переворота забыли написать манифест для прочтения перед присягой. Находящийся среди придворных знаменитый актер спас ситуацию тем, что предложил свои услуги «выразительного чтения», достал из нагрудного кармана бумагу и с выражением ее прочел, чем вызвал овацию. Стоящая рядом с ним будущая Императрица оценила его труд. На листе в руках Волкова не было ни буквы.
2. На месте современного здания в 1801 году стоял деревянный театр итальянской труппы Казасси. Позже труппа была распущена, а здание выкуплено в казну и стало называться Малым театром. При Антонио Казасси в Петербурге этот театр называли «поленницей», поскольку до руководства театром он являлся поставщиком дров для дирекции Императорских театров, лошадей и экипажей для артистов.
3. С 1832 года театр стал называться Александринским в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны. Он стал одним из символов спора двух столиц. В. Белинский писал: «Вообще в сценическом отношении Петербург отличается от Москвы большим умением, если не быть, то казаться удовлетворительным со стороны внешности и формы. Словом, сцена в Петербурге больше искусство, в Москве же она — талант». Спустя полтора века московские актеры и режиссеры устремились в Северную столицу, но в наши дни все вернулось «на круги своя». Питерские актеры ездят в Москву работать в дорогих антрепризах и на съемки, московские — если не с дивертисментами на площадке Выборгского ДК, то просто на выходные.
4. C 1920 года театр стал именоваться Государственным театром драмы, затем ему было присвоено имя А. С. Пушкина. В годы блокады Ленинграда театр был эвакуирован по льду Ладожского озера. Находясь в эвакуации в Новосибирске и работая в помещении театра «Красный факел», он не просто сохранил свой репертуар, но и принял в состав театра несколько человек, спасая их от ареста как «врагов народа». Спустя годы, в уже признанном и обласканном властью театре, один из них на премьерном банкете появился с Орденом Октябрьской революции на груди, который он позаимствовал в дирекции театра — театр был отмечен этим орденом за «высокие достижения в области социалистического искусства». Худрук театра Игорь Горбачев не выдал коллегу, а высокое начальство долго слушало рассказ о «победившем во всем мире соцреализме благодаря партии и правительству» от признанного в 1942 году за хранение запрещенных книг Гумилева врага народа.
5. В этом году в Александринском театре был запущен проект на базе искусственного интеллекта. Научно-популярный подкаст сделал Новую сцену имени Всеволода Мейерхольда центом притяжения нового поколения зрителей. По мнению заместителя директора по развитию и цифровизации Александринского театра Данилы Толмачева, «первый сезон подкаста „КультТех“ посвящен исполнительским искусствам, в первую очередь — театру и всему, что с ним связано. Он призван изменить отношение людей культуры к цифровым продуктам». Следует отметить, что именно Александринский театр более двух лет назад инициировал создание ИТ-кластера, который объединит усилия российских театров по разработке ПО.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев