Они поладили быстро, Людмила Петровна и Илья. Заниматься с мальчиком было одно удовольствие, как и просто вести беседы. У него оказался свой, весьма оригинальный взгляд на вещи. Видно было, что Ольга много времени проводила с сыном. Но в то же время Илюшка оставался сущим ребёнком с живой фантазией и неожиданными идеями и играми, которые, наверное, действительно не встретили бы понимания в детской среде.
Он представлял себя героем книг, которые читал, иногда воспроизводя целые сцены из повествования. Неизменным его партнёром в игре оставался Томас. В фантазиях маленького хозяина кот становился верным спутником, рыцарем, Пятницей на необитаемом острове. Больше всего Людмилу Петровну поражало то, что Томас абсолютно не возражал, не убегал и не царапался, а следовал по пятам за Ильёй.
Но, конечно, стены небольшой квартиры не давали мальчику до конца выплёскивать энергию, и новоиспечённая няня голову сломала, как помочь новому воспитаннику. Все их походы во двор заканчивались так, как и говорила Ольга: Илья замыкался в себе и торопился увести Людмилу Петровну подальше от ребят.
Однажды в местных новостях по телевизору показывали новый конный клуб. Когда Людмила Петровна увидела на экране знакомую веснушчатую улыбку его основателя, невольно улыбнулась в ответ. Сева. Сева Колчин. Неунывающий, фанатично любящий животных, бывший её ученик, столько раз притаскивающий на уроки подранков, от галчат до котят, которых кормили и лечили всем миром. Людмила Петровна всегда думала, что в будущем Сева непременно свяжет свою жизнь с животными. Так и вышло.
- Эти лошади должны были погибнуть. - Говорил Колчин. - Но мы с моими партнёрами подумали, что эти прекрасные благородные животные не заслужили такой участи, и выкупили их из разных мест. Конечно, все они прошли лечение, восстановление и теперь находятся в хороших условиях и готовы возить детей.
Людмила Петровна смотрела, как Сева водит корреспондента по конюшне, как показывает занятия тренеров с совсем небольшими детьми и подростками, и торопливо записала в конце адрес и телефон клуба.
- Оля, как ты думаешь... - Начала она на следующий день разговор. - Может быть, попробовать съездить туда с Илюшей?
Ольга выслушала Людмилу Петровну и с сомнением покачала головой.
- Я уже пробовала водить Илюшу в секции и кружки, но никогда ничего не получалось. К тому же, конный спорт - это дорого.
- Позволь мне пока узнать всё об этом центре. - Попросила Людмила Петровна. - И, может быть, просто свозить Илюшку туда на экскурсию.
Ольга нерешительно согласилась. Услышав свою первую учительницу, Сева Колчин искренне обрадовался, а узнав про Илью, тут же откликнулся.
- Привозите. Конечно. Всё покажу, расскажу. Лошади, они кого угодно к жизни вернут. Знаете, Людмила Петровна, это совершенно необыкновенные животные...
- Ох, Сева, ничуть не изменился. - Рассмеялась она. - Помнишь, как много лет назад ты то же самое говорил мне про кошек, и про птиц, даже про лягушку, которую вы с Митей Романовым пытались выкормить комарами?
- Конечно, помню. - Подтвердил он. - Но ведь это так и есть. И, между прочим, вы ни разу нас не заставили никого выбросить. Даже лягушку стерпели.
Расстались они на этой тёплой ноте, а примерно через неделю Людмила Петровна с Ильёй приехали в клуб. Мальчик держал женщину за руку и опасливо поглядывал вокруг. Но, увидев обезоруживающую улыбку Всеволода, улыбнулся в ответ.
- Привет, Илья! Животных любишь? - Сразу задал вопрос ученик Людмилы Петровны.
- Да. - Мальчик кивнул. - У меня есть кот Томас. - Он всё понимает даже лучше людей.
- Находите, значит, общий язык? - Сева положил руку ему на плечо. - Знаешь, а лошади тоже всё понимают. Сейчас сам увидишь.
Людмила Петровна шла следом за ними, слушала, как Сева рассказывает мальчику о лошадях, подводя к каждой отдельно, наблюдала, как смело Илья гладит вытянутые ему навстречу морды.
- Ну что, теперь верхом?
Её воспитанник радостно кивнул, но, увидев в манеже других детей, отступил, притих, на глазах превращаясь из умного многословного мальчика в замкнутого и безразличного к окружающему миру человека. Сева бросил быстрый взгляд на учительницу, развернул Илью в другую сторону.
- Пойдём сначала покормим твоего будущего друга.
- А что, можно покормить лошадку? - Обрадовался Илюшка.
Людмила Петровна едва не рассмеялась, вспомнив, что с этой фразы, ну, по крайней мере, с мысли о ней, и началось их знакомство с Ильёй, и поспешила за Севой.
В манеж вернулись, когда основное занятие закончилось. Перед этим Сева с Ильёй покормили и почистили скребками смирного рыжего коня.
- Макс. - Попросил тренера Сева. - Посадишь юного наездника в седло?
- Сделаем, Всеволод Алексеевич.
Людмила Петровна и Колчин стояли в стороне и смотрели, как тренер объясняет что-то мальчику.
- Как дела, Севочка? - Учительнице вдруг захотелось, как в детстве провести ладонью по его рыжеватой шевелюре. - Жена? Дети?
- Не сложилось, Людмила Петровна. Детей у нас не было, а моя тяга к животным жену начала раздражать со временем. Маме моей она сказала перед разводом, что думала, мол, наиграюсь и успокоюсь. А я не успокоился.
- Плохо эта девочка знала тебя. - Покачала головой Людмила Петровна.
- Мама так же, как вы, сказала. - Согласился Сева. - А что такое с Илюшкой? Вполне же нормальный пацан.
- Ольга, мама его, говорит, что даже психологи ничего сделать не могут. Словно зажим внутри какой-то. При этом взрослым он доверяет.
- И животные его, похоже, любят. И парень не боится их.
- Видел бы ты его кота, Севочка. Лучше циркового артиста Илюшку слушается. Да и вообще, хороший он мальчишка. По уровню умственного развития нам с тобой фору даст, а вот психологическая адаптация тяжело ему даётся, вернее, никак не даётся пока. Отец после развода не приходит. Ольга говорит, стесняется, что сын не такой как все, что в обычной школе со всеми учиться не может. Вроде как ненормальный.
- Сам он ненормальный. - Сердито фыркнул Колчин. - Если из-за такой ерунды готов от родного сына отказаться. Смотрите, как хорошо мальчишка в седле держится. А ведь первый раз. И Максим выглядит довольным, значит, у Ильи получается всё. Вы привозите его, Людмила Петровна.
- Поговорю с Ольгой. Ты скажи, Сева, дорого занятия у вас здесь обходятся? Оля одна с ним сейчас, только-только на полный день вышла. Часто, наверное, не получится, а иногда будем приезжать. Илюшке нужно это.
- Об оплате не волнуйтесь. У нас свои фонды есть. И не все дети за полную стоимость занимаются. Вас пусть это не заботит. Я для вас, Людмила Петровна, ещё не то сделаю. Вы мне в детстве в хороших людей поверить помогли и мечту мою никогда разрушить не пытались. Это же я только теперь понимаю, что за всех этих котят и лягушек вам влететь могло по первое число. И мне, если бы кто-то другой на вашем месте был. Вы никогда не ругались.
- Раньше не ругалась, а сейчас брюзга стала. Ты не поверишь, Сева, я ведь и с Ильёй познакомилась, когда к его маме скандалить пришла из-за шума. Топал он у меня над головой, что твои лошадки.
- Вы и скандалить? - Удивился бывший ученик. - Никогда не поверю.
- А оно так. И Оля, боюсь, не поверит мне, если скажу, что ты Илюше бесплатно предлагаешь заниматься.
- А давайте я с ней сам поговорю. Нет, ну реально, пацан вон как оживился. Попробовать-то можно. Я вас обратно отвезу, заодно и познакомлюсь с мамой вашего дикарёнка.
В машине Севы Илья, не умолкая, рассказывал новому знакомому всё, что где-то и когда-то слышал или читал о лошадях. И, конечно, про своего любимого Томаса.
- Хотел бы я познакомиться с ним. - Сева покачал головой. - Судя по вашим рассказам, Томас - просто уникальный кот.
- Разумеется, уникальный. - Согласился Илья. - Мама тоже так считает.
- Твоя мама любит животных?
- Любит. - Уверенно подтвердил мальчик. - Папа не любил, и там, где мы жили раньше, Томас никогда бы не пришёлся ко двору. А сюда мама просто молча забрала его от мусорных баков и всё. Если хотите увидеть Томаса, пойдёмте к нам. Я вам его покажу.
Людмила Петровна многозначительно посмотрела на Севу. Он кивнул.
- Я с удовольствием познакомлюсь с Томасом и твоей мамой, конечно. - Вежливо ответил мальчику Колчин.
Людмила Петровна представила Ольге Севу, коротко рассказала о событиях дня и спустилась к себе, оставив их разговаривать. В конце концов Ольга - мать, ей и принимать решения...
* * * * *
С того самого вечера она всё чаще и чаще замечала под окнами машину своего бывшего ученика. В конный клуб Ольга теперь возила сына сама. А мальчик увлечённо рассказывал ей про занятия с тренером и про Севу.
- Знаете, Севе очень нравится Томас. И Томасу тоже он нравится. Сева подарил мне энциклопедию про лошадей. Здесь есть всё: породы, история их одомашнивания, сведения о конном спорте. Есть даже фотография, где кот сидит на спине у лошади. Сейчас покажу.
Людмила Петровна слушала и улыбалась, заражаясь его энтузиазмом. А однажды Сева сам заглянул к ней.
- Людмила Петровна, я заехал забрать Ольгу и Илюшку в клуб. Хотите с нами? Посмотрите, как Илья научился держаться в седле. И не только.
Ей стало любопытно. К тому же, мальчик столько рассказывал о новом увлечении, что Людмила Петровна просто должна была увидеть это своими глазами. Илюша и правда держался на лошади гораздо увереннее, чем тогда, в первый раз. Пожилая учительница невольно залюбовалась мальчиком и не заметила, как в манеж вышла ещё одна лошадь с другим маленьким наездником.
- Привет. - Совершенно спокойно поприветствовал всадника Илья.
- Привет. - Голосок оказался девичьим. Точно, девочка, помладше Илюши. Людмила Петровна перевела изумлённый взгляд на Севу. Он весело подмигнул и развёл руками: вот так, мол, бывает. Ольга стояла рядом с ним и счастливо улыбалась.
Тренер продолжал занятие. Людмила Петровна наблюдала за детьми. Илья делал всё спокойно и сосредоточенно, не выказывая лишних эмоций, но и не пытаясь избежать контакта со своей одногруппницей. Ещё больше удивилась женщина, когда в конце тренировки мальчик направил свою лошадь к девочке и сказал почти весело.
- У тебя уже здорово получается!
- Спасибо. - Девочка улыбнулась в ответ. - А как себя чувствует твой Томас?
- Велел передавать тебе привет.
- И ему передай тоже.
Они засмеялись.
- Как же такое возможно, Севочка? - Тихо спросила она. - Ведь ни психолог, ни другие специалисты...
- Как-то само собой получилось. - Ответил Сева. - Дети случайно вместе покормили одну лошадь. Оба были так увлечены, что Илюшка, видимо, забыл испугаться. Правда, Поля пока единственная, с кем мы рискнули провести совместное занятие. Но дело сдвинулось с мёртвой точки.
- Помните, вы говорили, что надо пробовать снова и снова? - Спросила Ольга. - Я даже рассердилась тогда. Подумала, что легко рассуждать со стороны. А вы были правы, Людмила Петровна. Спасибо, что привезли сюда Илюшу. Как-то сошлось всё: лошади, Сева, Полина...
Она посмотрела на своего спутника, и Людмила Петровна деликатно отвела взгляд. Впрочем, с ними и до этого всё было понятно. Уж кто-кто, а Сева Колчин никогда не умел хитрить.
"Вот и сошлось". - Думала она, когда они возвращались обратно. - "Правильно говорят: нет худа без добра".
А ещё, что случайности не случайны. Разве случилось бы что-то подобное, если бы однажды, в тот ужасный день, не обрушился на её больную голову Илюшкин топот.
- Людмила Петровна, но вы ведь не перестанете заниматься с Илюшей? - Прервал её мысли голос Ольги.
- Не перестану. - Успокоила она. - Это ведь только начало. И потом, только так я могу иногда побыть в тишине.
Йошкин Дом #ПокормитьЛошадку #часть_2_2 #заключительная #ЙошкинДом
Нет комментариев