Сегодня, 8 июля, отмечается «День БАМовца» — праздник, посвященный всем, кто участвовал в строительстве Байкало-Амурской магистрали. Именно в этот день 50 лет назад было подписано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о начале строительства БАМ, ставшей одним из самых масштабных проектов.
Дорога длиной свыше 4000 км проходит среди суровых хребтов, по вечной мерзлоте, на огромнейших пространствах Сибири. БАМ стал самым дорогим проектом в истории советского государства.
Казалось бы, какое отношение БАМ имел к Ялте? Оказывается, имел!
Осенью 1894 года довольно большой участок земли на ул. Эмира Бухарского (сегодня — ул. Щербака, 14) купил инженер путей сообщения Людвиг Иванович Прохаска.
Людвиг Прохаска стоял у истоков строительства Транссибирской магистрали. Этот масштабный проект прежде называли « царской дорогой». Во- первых потому, что императорская семья уделяла большое внимание и помогала осуществить строительство, во- вторых — это, действительно, был царский подарок для огромной страны: для промышленников и предпринимателей, военных экспедиций и торговых караванов, для путешественников и семей переселенцев.
ОбсуждениЕ строительства магистрали продолжалОсь более 20 лет, вплоть до 1888 года. Тогда в департамент железнодорожных дел назначили титулярного советника Сергея Юльевича Витте, ставшего главным «локомотивом» всего проекта на ближайшие пятнадцать лет.
Витте дал твердое обещание Александру III довести дело Сибирской дороги до успешного завершения. Транссибирская магистраль стала не только национальным проектом, но и важнейшим династическим предприятием Романовых. Чтобы придать началу работ особое значение, в 1890–1891 годах император Александр III отправил наследника цесаревича Николая Александровича в кругосветное плавание.
Когда наследник прибыл во Владивосток, был объявлен именной указ о закладке «сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».
Подробности церемонии закладки начального звена и вокзала во Владивостоке описал один из первых строителей дороги и участник церемонии, инженер Л. И. Прохаска. Он вспоминал, что после торжественных мероприятий состоялся праздничный завтрак, на котором присутствовало 300 гостей. Перед подачей шампанского наследник Николай Александрович встал и в воцарившейся тишине зачитал рескрипт, «слова которого были просты и искренни».
Но этой торжественной церемонии предшествовал сложный подготовительный процесс экспедиций и изысканий. Одну из экспедиций возглавил Людвиг Прохаска. В сложнейших условиях, сбиваясь с пути, замерзая в заснеженных горах, его группа прошла там, где сейчас проходит БАМ.
Три месяца их отряд исследовал местность от Усть-Кута до реки Муи: группа преодолела тысячу километров по труднодоступной местности и проделала колоссальную работу. Непроходимая тайга, горные разломы, вязкие топи, стремительные реки и вечная мерзлота встали на пути изыскателей. Вердикт был неутешителен: «Местность, где будет пролегать трасса, настолько сложная, что Россия в данный момент не в состоянии начать ее строительство». Железнодорожную магистраль решили прокладывать южнее.
Но гораздо позднее, уже в 1970-х годах, по следам экспедиции Людвига Прохаски, началось грандиозное советское строительство – БАМ.
Позже инженер Прохаска был начальником изыскательской партии по строительству железнодорожного моста через Северную Двину в Архангельске. В честь Людвига Прохаски названа железнодорожная станция на Дальневосточной железной дороге. Для отдыха после сибирских морозов Людвиг Иванович купил участок на крымском побережье.
Красивая парадная лестница, ведущая в усадьбу Прохаски, до сих пор является архитектурным украшением улицы Щербака. К сожалению, не сохранился дом в усадьбе, но глядя на лестницу, на подпорные стены вокруг участка, на планировку парка и сохранившиеся деревья в нем, вполне можно представить былую красоту старых домов. На участке был построен владельческий дом под черепичной крышей на восемь комнат, с мезонином, дворницкая и сарай для дров. В обустройство своего имения Людвиг Иванович вложил немалые средства, но он мог себе это позволить, должность инженера путей сообщения достойно оплачивалась.
Семьи у Людвига Прохаски не было, в ялтинском имении он жил со своей сестрой Агнессой Ивановной с 1886 года. Агнесса занималась ведением домашнего хозяйства, участвовала в общественной и культурной жизни Ялты.
28 апреля 1894 года в ялтинском городском театре был дан благотворительный оперный спектакль в пользу местной женской гимназии. Агнесса Прохаска стала активной участницей этого мероприятия. Особенностью спектакля было то, что исполнители были любителями. Такие спектакли в городском театре ставили и прежде, но это были драмы и комедии.
Любительский оперный спектакль стал большим событием для города. Инициатором постановки оперы «Фауст» стала Ф.К.Татаринова, бывшая воспитанница Московской консерватории. Фанни Карловна была в этой постановке режиссером, дирижером и хормейстером. Для нее «Фауст» оказался не первым спектаклем, за год до этого под ее руководством актеры-любители два раза представляли публике «Евгения Онегина».
Один из этих спектаклей удостоил своим присутствием наследник престола цесаревич Николай Александрович и выразил удовольствие от исполнительского мастерства актеров.
После премьеры «Фауста» все местные газеты наперебой рассказывали о громком успехе спектакля. Зрительный зал был переполнен, спектакль сопровождался фортепианной музыкой в исполнении молодой талантливой пианистки.
Пальма первенства среди исполнителей справедливо была отдана Агнессе Прохаска, которая прекрасно справилась с арией Маргариты. Зрители отметили ее приятный и сильный голос, хорошую школу, талантливую актерскую игру. У нее были все данные стать профессиональной оперной певицей. Но Агнесса Ивановна посвятила себя заботам об устройстве быта своего брата Людвига.
Людвиг Иванович Прохаска умер 16 января 1919 года в Петрограде. Ялтинское имение, согласно его духовному завещанию, наследовала сестра Агнесса Ивановна. Но начинался период национализаций и отъема имущества у прежних собственников, комиссия стала описывать и имение Прохасок.
3 апреля 1924 года Агнесса Ивановна подала иск в симферопольский суд о признании за ней права владения на имущество, доставшееся ей после смерти брата. Суд, приняв во внимание то, что Агнесса Ивановна была нетрудоспособна по болезни, находилась в преклонном возрасте, постановил: признать за гражданкой Прохаска право управлять имуществом после смерти брата, заключающемся в доме со служебными строениями по ул. Субхи, 14, в г. Ялта.
Светлана ЕЛИСЕЕНКО по материалам Государственного архива Республики Крым
P.S. Известно, что с Ялтой связано имя еще одного инженера путей сообщения, Франца де Милье, отца всесоюзной Бабы-Яги Георгия Милляра. Приехав в Россию на строительство Транссиба, он познакомился здесь с дочерью богатого золотопромышленника Елизаветой Журавлевой, которая вскоре стала женой обаятельного француза. Тяжело больной туберкулезом, де Милье отправился в Ялту на лечение и здесь умер в 1906 году.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1