«Откуда есть земля наша.
От Слободы до Батраков…»
В августе 2024 года город Октябрьск отпразднует 68 годовщину со дня своего образования. Однако, если погрузиться в его историю, то можно узнать много интересных исторических фактов о его возникновении.
Например, в текущем году исполняется 340 лет первому поселению «Слобода Городище», появившемуся на территории, где теперь расположен Октябрьск. В фондах нашего музея хранятся архивные материалы, рассказывающие о первых людях, поселившихся на этих волжских косогорах.
Итак, после освобождения земель от монгольского нашествия, великая русская река Волга стала полностью свободной от захватчиков. И теперь предстояла длительная и кропотливая работа по освоению освободившихся территорий и созданию нового транспортного пути. К 16 веку на берегах Волги уже строятся новые города – крепости. С этой целью в 1586 году была построена Самара, в 1589 году – Царицын (Волгоград), в 1590 году – Саратов. В это же время продолжается дальнейшее освоение новых земель Среднего Поволжья.
В 1683 году на высоком берегу реки Сызрань (Сызран, Сызранка), там, где в нее впадает приток Крымза, Симбирский воевода Григорий Афанасьевич Козловский построил крепость Сызрань. Она стала важным стратегическим пунктом на границе Московского государства, охраняя здешние земли от набегов диких кочевников.
Тогда же в обе стороны от Сызрани, вдоль волжского побережья, начали прокладывать засечные (оборонительные) линии, в том числе и на восток, в леса Самарской Луки. Один из самых первых опорных пунктов на ней построил отряд из пятидесяти казаков, в 1684 году, охранявший Печерскую слободу, им были выделены пахотные земли.
В том же году, на месте полуразрушенной татарской крепости, помещик Полуэкт Белозерцев основал около заставы село под названием Городище. Для обработки окрестных земель он привез сюда крепостных крестьян. Рядом с ними селились вольные казаки, которые вместе с правительственными войсками не раз отражали нападения кочевников. Степные грабители так часто беспокоили земледельцев, что Полуэкт, в 1695 году предпочел продать Городищенскую слободу, вместе с подневольной частью ее жителей, Вознесенскому девичьему монастырю. Городищ на Волге было много, поэтому власти Вознесенского девичьего монастыря в конце XVII века приняли решение об изменении названия вновь приобретенному селению.
Городищенскую слободу они назвали селом Вознесенским.
Подтверждение этому мы находим в книге известного исследователя древнерусской старины, историка, археолога, Капитона Ивановича Невоструева «О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского ханства». Москва, 1871. Рассказывая об этом населенном пункте, он пишет:
«…На этой земле уже в 1700 году находится населенное монастырскими крестьянами село Вознесенское, городище тож. Монастырского строения городок, кругом огражден заборами. В нем две башни без верху, да в нем церковь Вознесения господня построена дубовая.
… Двор приказчиков в городке. На дворе горница, на жилом подклетке против горницы клеть на омшинике. Меж ими сени, да конюшня срублена в угол шти сажен. Баня ветха. Двор монастырей конюшенный, во дворе строения: изба, против избы сенишник некорыстны. В том же городке двор дьячков. За городком двор попов Григория Федоровна.
… В этой же слободе крестьянских дворов 150, в них проживает 814 человек».
Крестьяне села Вознесенского занимались хлебопашеством и рыболовством, в этой работе участвовало в основном только мужское население. Об уровне земледелия того времени хорошо рассказывал немецкий ученый Петр (Петер) Симон Паллас, в его книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи». Петербург, 1773.
«Во время сей весенней моей езды видел я здесь, что мужики сеяли уже яровой хлеб. Иностранный человек, увидя здешнее хлебопашество, конечно придет в удивление, а именно: на невспаханной земле, которая здесь и без удобрения довольно плодородна, сеют крестьяне овес, просо, рожь, будто на съедение птицам; потом, взяв соху, начинают пахать, а за сохою идет другая лошадь с бороною без погоняльщика, и вся работа в том и состоит. Таким образом обрабатывает почву один человек с двумя лошадьми, столь же хорошо, как будто бы многие по новому изобретению пашню наперед унавозив, пашут, потом сеют и проборанивают».
Вся продукция от такого несложного хозяйства шла в Вознесенский девичий монастырь. Такое положение мало устраивало игуменью монастыря Варсонофию Бутурлину. В целях получения больших доходов, она усилила эксплуатацию крестьян, заставила работать и женщин села Вознесенского. Для них ввела в селе ткацкое и швейное ремесло. Из самотканой материи изготовлялась верхняя рабочая одежда для монахов и крестьян, которая на местном говоре называлась «костычи».
Изделия монастырских швейных мастерских оказались настолько востребованными по всей Волге, что в 1710 году деревушка Вознесенская даже была официально переименована в Костычи. В архивах сохранились сведения о том, что игуменья Варсонофия Бутурлина в течение многих лет извлекала из этого производства невиданные для провинции доходы, которые шли не только на нужды монастыря, но и в виде налогов поступали в государственную казну.
О том, что поселения русских людей на территории современного Октябрьска существовали, говорит нам также исторический источник, книга немецкого ученого Петра (Петер) Симона Палласа о его путешествии по Волге. Я предлагаю вам зачитать отрывок из этой книги.
В ней он пишет: «В декабре 1768 года, ехавши по Волге, имел я случай осмотреть весь берег от слободы Печерской до Костычей. Дорога к Костычам простирается по безлесным увалам, на которых печерские крестьяне имеют свои пашни.
Сия слобода, прежде сего к монастырским деревням принадлежащая, состоит из 300 домов, построенных улицей, которая в длину почти до трех верст простирается. Два глубоких буерака разделили сию слободу на три неравных части. Верхний или при восточном конце деревни находящийся именуется Банный взвоз, а другой почти в середине слободы проходящий именуется Монастырским. При сем буераке по середине слободы находятся на высокой части берега остатки старой крепости, состоявшей из толстой каменной стены, основание которой еще и ныне видно. Она построена была полукружием до пятисот шагов, и простиралась от заключающегося между помянутым буераком и Волгою углом до крутого ее берега. Внутри сей разоренной крепости находится ныне несколько крестьянских хижин и слободская деревянная церковь».
Более ценным печатным источником по этому вопросу оказалась книга другого русского ученого-путешественника Ивана Ивановича Лепёхина.
Побывав в 1769 году в Костычах, Лепехин записал в своем дневнике: «Село Костычи весьма пространно, и живут в нем государственные крестьяне, а в старину сие место принадлежало Волжским нагорным татарам. Татарского обиталища видны еще и по сие время остатки, которые состоят из каменных развалившихся стен. Числом их только три, а с полуденной стороны защитою служит крутой Волжский берег.
…Пожилой старик в селе Костычах нам сказывал, что отцы их, поселившиеся на сем месте за 120 лет, нашли сей городок уже обвалившимся и для защиты от набегов диких народов, кочующих по луговому берегу Волги, построена была ни сих развалинах деревянная крепосца, однако оная ныне никаких не видно признаков».
А. Тимохина, заведующая сектором музейных программ МБУ «Музей Октябрьск – на Волге».
Продолжим рассказывать историю возникновения нашего города, следите за нашими публикациями.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев