Вопрос: «Говорят, что после чтения Корана следует сказать: “Садакъа-Ллаху ль-‘Азым”»
Ответ шейха Салиха Аль Фаузана:
«Нет никакого доказательства на это. Нет доказательства на то, что нужно говорить, «Садакъа-Ллаху ль-Азым» после чтения Корана.
Однако слова, которые говорятся в начале (чтения Корана) это, то, что упомянул Аллах, Всемогущ Он и Велик: «Когда ты читаешь Коран, то ищи у Аллаха защиты от дьявола изгнанного, побиваемого» (Коран 16:98)
Это то, что было узаконено при (чтении) Корана. Когда начинаешь (читать Коран), то ищешь у Аллаха защиты от побиваемого шайтана.
Что касается того, что в конце нужно говорить: «Садакъа-Ллаху ль-Азым», то не было ничего (достоверно) передано относительно этого».
ЧЕМ СЛЕДУЕТ ЗАВЕРШАТЬ ЧТЕНИЕ КОРАНА?
’Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Не было такого, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), находясь в собрании, читая Коран или совершая молитву, не произносил после этого слова: «Свят Ты, о Аллах и хвала Тебе. Нет божества достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние»».
Ахмад 6/77, ан-Насаи в «‘Амалюль-яуми уа лляйля» 273. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «ан-Нукт аля Ибн ас-Салях» 2/733, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3164.
سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك
/Субханака-Ллахумма уа бихамдика. Ля иляха илля Анта. Астагъфирука уа атубу илейк/.
Имам ан-Насаи в своем сборнике «Амалюль-яуми уа лляйля» назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом: «Чем следует завершать чтение Корана?»
Вопрос:
«Я часто слышу, что произношение слов «СадакъаАллаху Азим» (صدق الله العظيم ) - (Сказал истину Аллах), после прочтения Корана является бида.
Некоторые люди говорят, что это разрешено, и цитируют в качестве довода аят: «Скажи: «Аллах изрек истину. Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником». 3:95
Некоторые образованные люди сказали, что, когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) хотел остановить чтение Корана он сказал «хватит» (достаточно), и не сказал: «Садакъа Аллаху Азим». Разрешено ли произносить это когда заканчиваешь чтение Корана? Объясните мне пожалуйста.»
Ответ шейха ибн База:
Вся хвала Аллаху.
Я не знаю основы, по которой люди говорят: «СадакъаАллаху Азим» когда заканчивают читать Коран, поэтому подобное не должно становится привычкой. В соответствии с принципами шариата это больше походит на бида, если кто-то верит, что это сунна. Поэтому, это не должно произноситься и не должно быть привычкой.
Аят в котором сказано: «Скажи: «Аллах изрек истину. Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником». 3:95.
В нем не говорится об этом. Аллах приказывает ему объяснить людям что Аллах сказал истину, в том, что Он сказал в Его Книгах, в Торе и т.д. и что Он сказал Истину во всем что Он сказал своим рабам в Торе, Инджиле и других книгах. И Он сказал Истину во всем что Он сказал своим рабам в Коране.
Но это не является доводом того, что произнесение «СадакъаАллаху Азим» является мустахабом после прочтения аятов или сур из Корана. Нет сообщений от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) или его сподвижников.
Когда Ибн Масуд читал Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) из начала суры Ниса, и дойдя до аята который переводится как: «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих?» (4:41)
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Хватит». Ибн Масуд сказал: «Я повернулся к нему и увидел, что его глаза были полны слез» т.е. он плакал от упоминания великого положения Судного Дня, которое упомянуто в этом аяте, где Аллах говорит: «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих?» т.е. против твоей уммы.
Цель в том, что нет никакой основы из шариата что бы произносить «Садакъа Аллаху Азим» когда заканчиваешь чтение Корана. Что предписано, это не делать так, в соответствии с примером Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников.
Но если человек поступает так иногда, без намерения, то это не имеет смысла, так как Аллах всегда говорит правду. Но превращение это в привычку после каждого прочтения Корана, как поступают многие люди в наши дни, не имеет под собой основы, как было показано выше.
Источник: Китаб Маджму Фатава ва Маглат Мутанавви ахли Самахат аль Шейх аль Аллаамах АбдульАзиз ибн АбдуЛлах ибн Баз. Том 9, стр. 342
Является ли произнесение «Садак’а Аллаху аль-Азим» после чтения или цитирования Кур’ана бид’а, и, если да, как это было введено?
Ответ шейха Усеймина:
Хвала Аллаху.
Многие люди имеют привычку заканчивать декламацию Кур'ана словами «Садак'а Аллаху аль-'Азим (Правду говорит Всемогущий Аллах)», но это не имеет никакого основания в Исламе, потому что Пророк (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам) не делал этого, не было это и обычаем Сахааба, было это неизвестно и среди Тааби'ин (поколению после Сахааба).
Эта традиция возникла в более поздние времена, потому что некоторые декламаторы имели обыкновение говорить эти слова, на основе аайт: «Скажи: правду говорит Аллах» [Аль Имраан 3:95 - интерпретация значения], и людям это понравилось.
Но этот истихсаан (нравящееся) должен быть отвергнут, потому что, если бы это было действительно чем-то хорошим, то Пророк (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам), Сахааба и Тааби'ин - салафы или первые и лучшие поколения уммы – не пренебрегли бы этим.
Аайят: «Скажи: правду говорит Аллах» (Аль Имраан 3:95 - интерпретация значения) не означает, что эти слова должны быть сказаны в конце любого чтения или декламации. Если бы это было так, Он сказал бы: «Когда ты заканчиваешь читать, говори: «Правду говорит Аллах», так же как, Он сказал (интерпретация): «Когда ты читаешь Кур'ан, то ищи у Аллаха защиты от проклятого шайтана.»
[Пчела\Ан-Нахль 16:98]
Аайят, который новаторы используют, чтобы защитить свою практику произнесения «Садак'а Аллах» после чтения Кур'ана, на самом деле был ниспослан в контексте подтверждения, что было сказано о том, как вся пища была законна для Бани Исра'ил, кроме того, что Исра'илы сделали для себя незаконным.
Аллах сказал (интерпретация значения): «Скажи: "Принесите же Тору и читайте её, если вы правдивы!" И кто измыслил на Аллаха ложь после этого, - те – неправедные (заалимун)! Скажи: "Правду говорит Аллах! Следуйте же за религией Ибрахима (исламское единобожие, то есть, что он поклонялся одному Аллаху), ханифа, - ведь он не был многобожником (мушриком\политеистом)!» [Семейство Имрана\Аль Имраан 3:93-95]
Если бы эта аайя означала, что эти слова должны произноситься после чтения Кур'ана, первым, кто бы узнал и делал это, был бы Посланник Аллаха (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам). Поскольку дело обстоит не так, мы знаем, что это - не то, что имелось в виду.
В заключение, поэтому, произнесение «Садак'а Аллаху аль-'Азим» после чтения Кур'ана - новшество, и мусульманин не должен это говорить.
Но верить, что Аллах говорит правду, - обязательно, и тот, кто не верит или сомневается в правде того, что сказал Аллах - каафир, который – за пределами Ислама. Мы ищем убежище у Аллаха от этого.
Если человек говорит в определённых случаях, что «Аллах говорит правду», таких как, когда происходит нечто предсказанное Им, подтверждая правду того, что Он сказал, то это допустимо, потому что нечто подобное сообщалось в Сунне.
Пророк (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам) произносил речь, и пришли аль-Хасан и аль-Хусейн, так что он сошёл с минбара, поднял их и выставил их перед собой, затем он сказал: «Поистине Аллах говорит правду: «Ваше имущество и дети - только искушение...» [Взаимный Обман\аль-Таг’аабун 64:15 - интерпретация значения].»
Источник: Izaalat al-sitaar ‘an al-jawaab al-mukhtaar by Ibn ‘Uthaymeen, 79-80.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев