Что думала и чего хотела основная масса населения о данном вопросе.
1905 г. апреля 12. — Прошение крестьян д. Зараменья Вышневолоцкого уезда Тверской губернии Николаю II
…
Вслед за экономическими и правовыми реформами крайне необходимы реформы:
1.Народного образования в такой мере, чтобы возможно скорее было обеспечено всеобщее начальное обучение на казенный счет. Крайне необходимы нам также сельскохозяйственные и ремесленные училища. Также желательно дать возможность наиболее способным ученикам сельских школ получать на счет казны среднее и высшее образование.
1905 г. апреля 26. - обращение крестьян с.Загатье Клинского уезда Тверской губернии к Николаю II
Мы серы и неграмотны,поэтому нас каждый как хочет,так и обманывает...Не за себя просим,мы уж пожили,дети бы наши пусть школы посещают,чтоб им жилось не как нам...Необходимы же и сельско-хозяйственные и ремесленные училища,где те,кто в школе себя показал прилежно учились бы дальше на казённый счёт,науки те в хозяйстве применяя потом,потому как если грамотно хозяйство вести не только нам лучше станет,а и Государству прибыльнее будет.
1905 г. апреля 22. — «Всеподданнейший доклад» крестьян с. Перелоги Суздальского уезда Владимирской губернии Николаю II
…
бесплатное и обязательное образование, сельские школы должны быть сельскохозяйственные с учителем нами же избранным.
1905 г. апреля ранее 27. — Петиция частного собрания крестьян Юрьевского уезда Владимирской губернии в Совет Министров
…
10) Необходимо введение обязательного и бесплатного народного образования, как общего, так и специального, с расширенной программой и увеличенным курсом так, чтобы из начальной школы всем желающим был открыт свободный доступ во все казенные средние, а потом и высшие учебные заведения, как платные, так и бесплатные, и чтобы при приеме наших детей наравне с детьми других сословий руководствовались одной способностью детей, а не знатностью их происхождения. Необходимо иметь в народных библиотеках все книги, имеющиеся в продаже и нами самими выбранные. Необходимо самое широкое всякого рода внешкольное образование.
1905 г. Мая 6 - Решение схода крестьян Павловского уезда Воронежской губернии в Совет Министров.
9) Чтобы дети крестьянские получали образование так же как и дети кулацкие и дворянские.Начальное за казённый счёт,а кто себя лучшим покажет того принимать в ремесленные училища,ибо в подлом нашем состоянии много умов,что великую пользу могли бы приносить пропадают бессловесно...
Кому и повезёт ту школу закончить за постоянным тяжким трудом по 14 и 16 часов в день ту грамоту забывает вскоре...просим же Вас,чтоб были у нас читальни,где можно было бы крестьянину книги и газеты читать,чтоб и то невеликое,что получить успел не забывалось.
1905 г. мая 1. — Петиция крестьян Тамбовской губернии Николаю II
…
5) Желательно обязательное для всех обучение, расширение программ в начальных школах с восьмилетним прохождением ее курса и приспособление ее для перехода желающих в другие образовательные учебные заведения без экзамена, бесплатно и в обыкновенной крестьянской одежде. Большинству крестьян непосильно приобрести форменную одежду. Устройство специальных ремесленных, технических и прочих школ, библиотек.
1905 г. июня 9. — Приговор крестьян д. Рылева Новоторжского уезда Тверской губернии в Совет министров
…
для крестьянского образования должны быть введены 4-классные школы с отделами ремесла, как то: столярного, сапожного, портняжного и проч., с преподаванием по хлебопашеству, садоводству, пчеловодству и огородничеству; учение в подобного рода школах должно быть бесплатным, а желающим предоставить право, наравне со всеми прочими сословиям, поступать во все средние и высшие учебные заведения без каких-либо ограничений и подразделений на знатность происхождения.
1905 г. июня 12. — Прошение крестьян 70 селений Кирюшинской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии министру внутренних дел
Итак, мы просим: … всеобщего обязательного образования; свободного учреждения школ, библиотек, читален, без чего невозможно культурное развитие.
1905 г. июня 26. — Из приговора «74 сёл Ивановской волости, Воронежских губернии» в Совет министров
2) Ввести всеобщее народное образование для крестьян, с тем, чтобы дети наши имели возможность продолжать образование как в среднем, так и в высшем учебном заведении на государственный счет.
1905 г. июля ранее 12. — Приговор крестьян; с. Ратислова Юрьевского уезда Владимирской губернии
…
Наконец, четвертое наше горе — темнота наша, невежество. Малому уж очень да и не всех нас учат, а выходим из школы — за постоянным тяжелым трудом забываем и это малое. Желательно поэтому, чтобы дали нам школу хорошую, настоящую; чтобы обучение было для всех (не только крестьян) обязательное и по нашей бедности бесплатное; пусть также дадут доступ нашим способнейшим детям во все учебные заведения — средние и высшие.
1905 г. июля 17. — Прошение крестьян Хотебцовской волости Рузского уезда Московской губернии Николаю II
Мы страдаем от необразованности. В земских школах мы едва выучиваемся грамоте, а в церковноприходских — и того меньше; для наших детей не доступны ни гимназии, ни сельскохозяйственные училища, не говоря про университеты.
…
9) Ввести всеобщее бесплатное обязательное обучение, с расширением программы и увеличением количества и типов учебных заведений сообразно потребностям населения. Просветительное дело должно находиться в руках выборных учреждений.
1905 г. июля 25. - Из наказа выборных 82 сёл Бирюченского уезда Воронежской губернии в Государственную думу.
Через темноту и неграмотность нашу обманывают нас чиновники,обмеривают и обвешивают кулак и купец..из-за неё же и хозяйство ведём,как при пращурах было и от того хиреет оно и оскудевает,а мы голодаем и нищаем.
...
Стоять крепко на том,чтобы образованию для детей наших быть.Не только лишь грамоте и Закону Божию,а и обучать правильному ведению хозяйства,уходу за домашней скотиной,пчеловодству и садоводству по науке...Быть бы для взрослых,кому желательно,школам воскресным,а для детей наших,пусть и не для всех,а для тех,кто способности к тому выкажет,допуск к образованию высшему на казённый счёт.
1905 г. июля ранее 17. — Приговор крестьян д. Маркова Новоторжского уезда Тверской губернии
1) Устроить безплатное, обязательное обучение в низших школах и безплатное в высших школах, чтобы каждый крестьянин, как и лица других сословий, мог бы достигнуть высшего образования.
1905 г. июля 25. — Петиция крестьян Воронежской губернии Николаю II
В деревнях у нас полнейшее невежество: у нас нет достаточного количества школ и отсутствует правильная постановка их, так как окончившие школы по прежнему остаются неграмотными за отсутствием библиотек и читален с хорошими, говорящими правду газетами и книгами.
...
10) Необходимо введение обязательного народного образования на государственный счет, как общего, так и специального, с размеренной программой и увеличенным курсом, так, чтобы из начальной школы всем желающим был открыт свободный доступ во все казенные средние и потом и высшие учебные заведения и чтобы при приеме наших детей наравне с детьми других сословий руководствовались одной способностью детей, а не знатностью их происхождения. Необходимо иметь в народных библиотеках все книги, имеющиеся в продаже и нами самими выбранные. Необходимо самое широкое всякого рода внешкольное образование.
1905 г. июля 31. — «Крестьянский приговор» Прямухинского волостного схода Новоторжского уезда Тверской губернии
1)Крестьян стесняют в образовании. В наших школах нет свободного и разумного обучения. Нашим детям не доступны высшие школы; до нас не допускают хороших книг и газет. Мы лишены права участия в заведывании школьным делом. Но мы желаем более знать, мы хотим по-настоящему учить своих детей и потому требуем: полной свободы и доступности как низшего, так и среднего и высшего бесплатного образования, свободы открытия школ, библиотек и просветительных обществ и передачи дела народного образования выборным от народа. Начальное образование должно быть всеобщим, обязательным и бесплатным.
1905 г. августа 7. — Приговор крестьян с. Скородного Суджанского уезда Курской губернии в Совет министров
6. Установить бесплатное обучение во всех школах, чтобы каждый желающий крестьянин, как и лица других сословий, мог достигнуть высшего образования.
1905 г. октября не позднее 17. — Обращение крестьян с. Сарлей Нижегородской губернии и уезда к Николаю II
3) Если будет введено обязательное всеобщее обучение в начальных школах с четырехгодичным курсом и бесплатное в средних и высших школах, чтобы и крестьяне при желании могли дать себе законченное образование, — а для внешкольного образования должны быть открыты хорошие бесплатные библиотеки-читальни.
1905 г. ноября 4. — Из приговора крестьян с. Грязнова Лихвинского уезда Калужской губернии в Совет министров
6) Введение всеобщего обязательного бесплатного обучения, чтобы просветить темных людей и чтобы богач и кулак не говорили, что крестьяне не могут обсуждать государственных законов и политики.
10. Чтобы школы были устроены так и согласованы, чтобы из низшей школы можно было поступить в среднюю и высшую и притом учиться на государственный счет.
1905 г. ноября 5. — Приговор крестьян с. Косьмодемьянска Пошехонского уезда Ярославской губернии
…
4) Необходимо всеобщее бесплатное образование народа. Курс обучения в школах должен быть 4-х летний. При каждой школе должны быть ремесленные училища с двухгодичным курсом. А чтобы дать возможность крестьянским детям получать среднее и высшее образование, необходимо способным давать казенные пособия. Для взрослых необходимы воскресные школы.
1905 г. ноября 6. — Приговор крестьянок Воронежской губернии во Всероссийский крестьянский союз
Мы знаем, что мы темны, что мы почти ничего не знаем, что мы хотим познаний, и когда нам объясняют, что делается на свете Божьем, — интересуемся этим, волнуемся, желая, чтобы людям лучше было жить.
…
Нам тяжело оставаться неграмотными, тяжело видеть, как девочек в школу не принимают вовсе, потому что мальчикам места мало.
…
Мы стоим еще за общее совместное обязательное обучение на государственный счет, чтобы и наши крестьянския дети могли бы учиться в гимназиях и университетах.
1905 г. ноября 6. — Приговор крестьян д. Хотыницы Ямбургского уезда Петербургской губернии в будущую Государственную думу
Далее нужно полное изменение в постановке дела народного образования. Образование, особенно высшее и среднее, у нас в России доступно только дворянам, купцам, да кулакам, а детям рядового крестьянина дай Бог кончить низшую школу, а дальше уже ходу нет; поэтому мы требуем дарового и обязательного, общего и ремесленного образования для детей обоего пола; снабжения бедных детей пищей, одеждой, учебниками за счет государства...".
И ещё 246 подобных же обращений из всех уголков страны.
Крестьянин отчаянно желал образования,не для себя "...мы уж своё отжили...",но для детей своих.Крестьянин понимал,что для нормального ведения хозяйства,чтоб не балансировать ежегодно на грани физического выживания,нужно минимум две вещи - наделение их землёй и умение эту землю грамотно обрабатывать,что невозможно без специальных знаний.
ПТУ,короче,хотел крестьянин и для тех,кто выделялся способностями - высшего образования,и не на халяву,а справедливо полагая (что выразилось в ряде документов),чтобы те,кто получил высшее образование на казённый счёт отработали бы вложенное в них,трудясь там,где укажет им государство,учёбу их оплатившее (наказы и обращения крестьян Воронежской,Курской,Московской и Астраханской губерний).
Однако,тогдашние власти Российской империи,прямо скажем,с крестьянами в данном вопросе были не согласны.
Во-первых,по экономическим основаниям - воплощение данных иннициатив требовало очень серьёзных вложений,а экономика после русско-японской войны прямо балансировала на грани коллапса,и денег не хватало на куда более злободневные нужды.
И те же крестьяне,кстати,понимали это - в ряде наказов и прошений прямо требуя "...запретить графу Витте брать в долг за границей...долги эти лягут ярмом на нас бедняков,детей и внуков наших...".
Яростно за образование выступали военные и морские министры - сложность техники в армии и тем более на флоте росла постоянно,и как поставить неграмотного крестьянина каким-нибудь дальномерщиком или гальванёром - вопрос риторический.
Поэтому по словам морского министра адмирала Дикова "...матрос служит 8 лет,казалось бы много,но из них 3 уходит на то,чтобы обучить его грамоте,2 года на овладение им специальностью и только три года он действительно является полезной флоту единицей...".
И во-вторых,и не менее важных - по политическим,царь и правительство опасались того,что крестьяне став грамотными,станут более восприимчивыми ко всякого рода агитации.
Ну и в-третьих - по сословным,конечно же,как это - вчерашний холоп будет в университете сидеть за одной партой со столбовым дворянином,а потом ещё и может статься,станет отучившись,допустим,на инженера,ещё и начальником этого дворянина?
Поэтому вопрос образования для крестьянства долго и нудно обсуждался во всех инстанциях,но так и не был хоть как-то решён.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев