Прежде роль Свидригайлова обычно была второстепенной, эпизодической и как будто служила оправданию Раскольникова. Облик Свидригайлова был довольно гадким. Любимов и Карякин взглянули на него иначе.
Как писал уже упомянутый нами Константин Рудницкий:
Владимир Высоцкий играл Свидригайлова с нескрываемым упоением, любуясь его дерзким цинизмом, вызывающей аморальностью, скептическим умом. Неожиданно выяснилось, что с этой презренной, казалось бы, свидригайловской позиции гордыне Раскольникова может быть нанесен сильный удар…
У Высоцкого Свидригайлов выглядел моложаво, шагал по планшету быстро и широко, жестикулировал властно. Глуховатый баритональный голос звучал повелительно. Что-то в этой фигуре было интригующе интересное, таинственно значительное. Все остальные персонажи присаживались редко, бочком, и скамейкой им служила все та же окровавленная дверь. Для Свидригайлова же в центре сцены ставилось красивое кресло. В кресле он мог порою сидеть развалясь, с сигарой в руке, как невозмутимый пассажир на палубе тонущего корабля.
Но его внешнее достоинство имело оттенок мрачный, чуть ли не демонический. Высоцкий играл человека, чье спокойствие проистекает отнюдь не из самодовольства, а наоборот, из абсолютного самоотрицания, человека, твердо уверенного, что он не имеет никакого права жить на свете, давно приговорившего себя к смерти. Более того, мысленно перешагнувшего порог небытия. Он существует как бы за этой гранью, по ту сторону отчаяния.
Комментарии 3