14 июля 1828 года газета "Одесский вестник" опубликовала сообщение генерал-губернатора Новороссии графа Воронцова:
"Пароход, принадлежащий городу, прибыл и совершенно готов отправиться в Крым в первый рейс 22 июня сего года... Объявите, что пароход называется "Одесса" и что он будет отправляться в Крым еженедельно!"
Вице-адмиралу А. С. Грейгу граф Михаил Семенович отписал 16 марта 1826 г. следующее:
«Пароход в Одессе устраивается для перевозки как тяжестей, так равно путешественников и их экипажей, а потому нужно устроить его таким образом, чтобы в нем были, подобно аглицким, хорошо отделанные каюты и помещение для двух или трех карет».
Будем откровенны, «Одесса» с ее корпусом, набранным из выдержанного дубового леса, длиной в 37,4 м, шириной — 7,5 м и высотой борта в 4,6 м и тогда не поражала воображение современников своей величиной, а ныне и вовсе вписывалась бы разве что в размерения портового буксира. В правилах тогдашней морской практики, на «одесском пироскафе», так, разумея пароход, нередко говаривали в воронцовские в ремена, сохранялось и традиционное парусное вооружение на мачтах, поскольку полагаться на одну лишь силу пара еще не решались. Тем не менее, оба громоздких гребных колеса, как-то несуразно для морского глаза «прилепившихся» по бортам парохода, сообщали ему завидную по тем временам скорость в 5,2 узла (около 10 км в час) без всякого подобия парусов. Как и намечалось расписанием, в воскресенье 22 июля пароход «Одесса» вышел с пассажирами в море. Одолев всего полторы мили, пароход на траверзе дачи графини Ланжерон остановился — отказала паровая машина — и вынужден был уже под парусами вернуться обратно в Одесский порт. После устранения неисправностей 31 июля 1828 года «Одесса» снова снялась в рейс. На сей раз на капитанском мостике распоряжался итальянец Иван (Галгоффи). Пароход принял на борт 12 пассажиров, а из грузов — «деревянное», т.е. оливковое масло, лимонный сок и апельсины и взял курс на Евпаторию.
Кроме Евпатории, «Одесса» побывала в Балаклаве и Ялте. Пережив пожар, чудом избежав гибели на скалах Тавриды, выдержав на обратном пути свирепый шторм, пароход снова бросил якорь в Одесском порту только через 12 суток, вместо ожидаемых пяти.
Так и закончилось историческое плавание парохода «Одесса» — первый рейс в порты Крыма парового пассажирского судна, которое открыло эпоху Черноморского морского пароходства.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2