Владимир Николаевич Хиони заслужил место в истории отечественной авиации не только как талантливый пилот, но и как авиаконструктор, которому принадлежит честь создания одного из первых аэропланов отечественного производства.
Владимир Хиони родился в 1882 году в Афинах, в юности переехал в Одессу. Какое-то время пытался заниматься сельским хозяйством, но затем, по его собственномупризнанию, «заболел» авиацией. По воспоминаниям современников, именно Хиони в 1908 году убеждает Артура Анатру профинансировать открытие Одесского аэроклуба – второго после в Российской империи после Санкт-Петербургского.
Хиони проходит обучение лётному делу в школе Анри Фармана во Франции, получает диплом пилота в октябре 1910 года. По возвращении в Одессу к концу декабря 1911 года Хиони совершает более 500 полётов. Он становится первым инструктором Одесской авиационной школы, подготовив целую плеяду талантливых пилотов.
В 1912 году Хиони завершает работу над первым одесским самолётом — монопланом «Хиони-1». Первые испытания прошли не очень удачно: из-за неполадки двигателя аэроплан совершил вынужденную посадку за границами аэродрома и был сильно повреждён. И хотя приёмная комиссия из чинов военного ведомства принимает проект в целом благосклонно, будущего он не обрёл.
В 1912-м году Хиони модифицирует аэроплан «Фарман-IV», установив на него поплавки, создав таким образом один из первых российских гидропланов.
С 1913 года Хиони работает лётчиком-испытателем Одесского самолётостроительного завода, позже становится главным инженером предприятия. В 1916 годуна свет появляется ещё одно творение Хиони — двухфюзеляжный самолёт-бомбардировщик «Анадва», также известный как «Двухвостка Хиони». Правительственная комиссия после испытаний находит самолёт весьма перспективным и нужным для армии и ставит вопрос о его массовом производстве. Увы, начавшиеся вскоре после этого революционные события нарушили работу завода, и «Двухвостка Хиони» так и осталась в единственном экземпляре.
После революции Хиони, в отличие от многих своих коллег, остался в Одессе. В 1921 году он снова возвращается к проекту «Двухвостки Хиони»: немного модифицировав конструкцию аппарата, он приспосабливает его для перевозки четырёх пассажиров и называет «Хиони-4». Впрочем, разработка одесского авиаконструктора не слишком впечатляет советское руководство, и единственный экземпляр «Хиони-4» закончил свою жизнь в Серпуховской авиашколе.
Успех приходит к Хиони со следующей (последней в его жизни) разработкой — самолётом «Хиони-5», который также называли «Конёк-горбунок». Изначально разработанный в качестве учебно-тренировочного, «Конёк-горбунок» впоследствии стал рабочей лошадкой — основной машиной сельскохозяйственной авиации, использовавшейся для обработки посевов с воздуха. За эту разработку Владимир Хиони становится одним из первых кавалеров ордена Трудового Красного Знамени.
Во время Большой Чистки Владимир Хиони был арестован органами НКВД. Он был обвинён в шпионаже в пользу Греции, признан виновным и расстрелян 22 февраля 1938 года. 6 мая 1958-го Хиони был посмертно реабилитирован.
#История_Одессы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2