В царской России обучение мальчиков и девочек было раздельным во всех государственных средних образовательных учреждениях. Единственным исключением были коммерческие училища, в которых учились вместе, юноши и девушки. Но к 1917 году, таковых насчитывалось по Российской империи всего 17, поэтому они были исключением из правила.
Сразу же после Октябрьской революции 1917 года советские власти взяли курс на уравнивание в правах всех: пролетариев с крестьянами, учёных с рабочими, мужчин с женщинами. Именно под этим предлогом, в марте 1918 года, НарКомПрос РСФСР издал указ, о введении совместного обучения в среднеобразовательных школах. Более подробно и аргументировано, этот вопрос был изложен во время 8-го съезда ВКП (б), в апреле 1919 года. В это время, чудовищные изменения на территории страны, нивелировали такой сложный в психологическом плане переход в образовательной системе.
Но до второй половины 30-х годов, такая форма образования принесла плоды, которые заметили на политическом Олимпе, и было положено начало переосмыслению такого подхода. Но в этот раз, причиной стало желание повысить уровень патриотизма у школьников и поднять дисциплину. Именно с этой целью, в самом конце 30-х годов, была введена школьная форма, очень похожая на гимназическую, дореволюционную. Были у учащихся фуражки, широкий пояс по типу военного и даже китель-гимнастёрка, в общем, обмундирование, очень похожее на военное, армейское. В мае 1941 года, новый секретарь ЦК ВКП (б), Александр Сергеевич Щербаков, поручил НарКомПросу подготовить материалы по целесообразности введения раздельного образования, для введения его уже с сентября 1941 года. Но этим планам помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
Период раздельного обучения в СССР
Более плотно вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек начал рассматриваться осенью 1942 года. На заседании Совета Народных Комиссаров СССР 24.10.42 г, была рассмотрена записка «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР», где последовательно была рассмотрена проблематика совместного обучения и изложены преимущества раздельного образования. Основной упор делался на два постулата:
1. Природа девочек и мальчиков очень различна и особенно это проявляется в пубертатном возрасте. Подготовку к практической жизни, для детей каждого пола надо строить по своим, особым принципам.
2. Укрепление воспитательной работы и повышение уровня дисциплины. Подробно объяснялись психологические особенности разнополых подростков, находящихся в одном коллективе. Зачастую это проявлялось в «нездоровых» взаимоотношениях и снижении интереса к учёбе. Фундаментом под таким заявлением было утверждение, что за 25 лет после Октябрьской революции, неравноправие между мужчинами и женщинами полностью устранено. А именно борьба с дискриминацией по половому признаку, было главным побудительным мотивом для введения совместного образования в школах. Но было и чёткое осознание, что сразу такие преобразования осуществить невозможно. Ведь потребовалось бы изменить учебную программу, создавать новые здания и подготавливать педагогов.
Докладная записка, подготовленная Отделом школ ЦКВКП (б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР
О ВВЕДЕНИИ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В 1943/44 УЧЕБНОМ ГОДУ В НЕПОЛНЫХ СРЕДНИХ И СРЕДНИХ ШКОЛАХ ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ ГОРОДОВ, СТОЛИЧНЫХ ЦЕНТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК И КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР N 789 от 31 мая 1943 года
Учитывая, что совместное обучение мальчиков и девочек в средних школах создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, что при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1943 года раздельное обучение мальчиков и девочек в I-X классах всех неполных средних и средних школ областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов, для чего организовать в этих городах отдельные мужские и женские школы (список городов, в которых водится раздельное обучение мальчиков и девочек, прилагается.
2. Учебную работу в мужских и женских школах в 1943/44 учебном году вести по существующим учебным планам и программам неполных средних и средних школ.
3. Обязать наркомпросы союзных республик закончить к 10 августа 1943 года распределение учебных помещений для мужских и женских школ, а также распределение педагогов и учащихся по этим школам.
4. Возложить на тт. Косыгина и Потёмкина ответственность за проведение в жизнь раздельного обучения мальчиков и девочек во всех неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов РСФСР, перечисленных в прилагаемом списке, с начала 1943/44 учебного года.
5. Придавая большое государственное значение введению раздельного обучению в школах, Совнарком Союза ССР обязывает облисполкомы, крайисполкомы, Совнаркомы союзных и автономных республик обеспечить проведение в жизнь настоящего постановления, оказать органам народного образования необходимую помощь и представить в Совнарком СССР к 20 августа 1943 года отчёт о проведении подготовительных мероприятий по осуществлению раздельного обучения мальчиков и девочек.
Поэтому 16.07.43 г, Политбюро ВКП (б), было принято и утверждено решение о поэтапном переходе на гендерное образование. Во всех областных центрах и столицах Союзных и Автономных Республик и крупных городах, с 1 сентября 1943 года, должно было начаться обучение в раздельных школах для мальчиков и девочек. Но при этом, расстояние от места жительства до школы, не должно превышать 3 км. В расчёт принималось и количество школ в данном субъекте. Для перехода на раздельное образование в городе, должно быть, не менее 6 школ. При наличии возможностей, представители городского отдела ВКП (б), могли ходатайствовать о введении такой системы в каком-то конкретном городе. При всём этом, ответственность за введение новой системы была возложена на представителей ВКП (б) на местах. Ответственным в Политбюро ВКП (б) был назначен Косыгин А.Н. Контроль был настолько серьёзным, что если осенью 1943 года ученики не могли найти свою новую школу, то об этом докладывали напрямую самому Косыгину, а это как-никак уровень председателя СовНарКома.
Подробности перехода к раздельному образованию
В мужских школах планировалось больше времени уделять военной подготовке, лабораторным и практическим занятиям по физике, химии, биологии. В женских школах упор делали на эстетическом развитии учениц. Но количество учебных часов, уделённых базовым предметам, не снижалось! Сложности проявлялись с самого начала этой реформы. В связи со сложной обстановкой в военное время, некоторые школы были не подготовлены. В некоторых обучение проводилось в 3 смены, например, в г. Дзержинске, половину осени 1943 года, за двухместной партой сидели по 3-4 ученика. По мере освобождения оккупированных территорий в школьную реформу вливались новые субъекты, и тут проявилась ещё одна сложность – наполняемость. Например, в Ставрополье, после освобождения, осенью 1944 года, был отмечен сильнейший дисбаланс. Девочек в школах была в 7-8 раз больше, чем мальчиков. Учитывая, что удалённость школы от места проживания ученика не должна превышать 3 км, введение раздельного образования было сопряжено с совместным обучением в ряде школ. Для этого случая даже был издан специальный указ от 03.11.44 г, за подписью Косыгина. Сложность проявилась в отсутствии педагогов. В некоторых областях недобор учителей составлял более 1500 человек. При этом многие из педагогов были заняты на непрофильных работах, например, на заводах. В Новосибирской области, в 1944 году, с заводов и фабрик было возвращено в школы более 700 учителей. В этом же, 1944 году, после окончания школы начали выдавать не Свидетельство об образовании, а Аттестат зрелости! То есть было возвращено дореволюционное название документа. Продолжалось это до 1962 года. Особенностью реформы раздельного образования в СССР было то, что подавляющая часть таких школ была расположена в РСФСР! В Союзных Республиках такие школы встречались только в столицах. В 1948 году, была учреждена первая школа с углублённым изучением иностранного языка. В ней даже часть предметов преподавалась на иностранном языке. Это были зачатки «языковых спецшкол». Но и зарплата сотрудников таких заведений, были увеличены на 50%! Ведь им надо было знать в совершенстве и профильный язык. К 1954 году, на территории РСФСР, в 150 городах 2323 школы функционировали в системе раздельного обучения. Но тут проявилась сложная статистическая отчётность. Если для РСФСР, количество таких школ составляло более 55%, то на фоне всего СССР, большая часть учащихся обучалась в совместных школах.
Конец эксперимента
В начале 50-х годов, в «Литературной газете» появился цикл публикаций, поднимающих проблему раздельного образования для обсуждения в широких кругах всего населения. 8 апреля 1950 года, за авторством проф. Колбановского, в Литературке вышла статья «Волнующий вопрос». В ней поднималась проблема раздельного образования, и объяснялась необходимость возврата к прежнему, совместному обучению. За 5 месяцев до августа, в редакцию пришло около тысячи писем со всей страны. Писали люди самых разных социальных слоёв начиная от кухарок и кончая генералами. И за раздельное обучение, высказывалось очень мало людей. В основном все желали вернуть совместное обучение. 14 августа того же года, в этом же издании вышло продолжение статьи «Волнующий вопрос надо решить». Учитывая, что председатель Союза Писателей СССР К. Симонов и сам был сторонником совместного обучения, то тенденциозность предложенного материала, вместе с письмами граждан СССР, имела вполне понятное направление. В феврале 1953 года, К. Симонов отправил председателю ЦК КПСС Михайлову, копии писем и публикаций в «Литературной газете», с просьбой принять соответствующее решение. Особенность этого этапа реформы образования исключительно хорошо проявилась в том, что если в начале 40-х годов переход к раздельным школам разрабатывался кулуарно, то вот к возврату привлекли «общественное мнение». В результате недолгого обсуждения, 27 апреля 54 года, на Совете Министров СССР было принято постановление, о реорганизации школ с отдельным образованием, и возврате к прежней системе. С 1 сентября 1954 года, раздельное обучение мальчиков и девочек осталось только на уроке труда.
Итоги эксперимента с раздельным образованием и причины неудач
Сложности с наполняемостью классов в раздельных школах во время Великой Отечественной войны, проявилась и после её окончания. Но с противоположным знаком. Теперь в классах было много мальчиков. При этом возникли сложности с поддержанием должного уровня дисциплины. Любопытно отметить, что как переход в раздельной системе, так и возврат к совместному образованию, мотивировался стремлением повысить уровень дисциплины. По факту, сразу с момента учреждения раздельных школ, процесс был пущен на самотёк! Должного разделения учебной программы и оснащения школ оборудованием не произошло. Стремление Правительства СССР поднять уровень подготовки учащихся на высочайший уровень не нашло отклика на местах. Появилась огромная текучка среди преподавательского состава и крайне высокий недобор учителей с гендерными условиями. Ведь в школах с раздельным образованием, должны были преподавать: мужчины в мужских школах; женщины в женских. И если были допущены небольшие послабления в вопросах подбора кадров, то вот жёстко стоял вопрос о директорах и завучах! В мужской школе, директор и завуч должны быть мужчинами! А в Москве, с 51 по 54 года, в 69 мужских школах, директорами были женщины. Что уж тут говорить про регионы… Чиновники от сферы просвещения и образования, убедительно доказывали, что раздельное образование несовершенно в принципе! Но этим они скрывали свои недоработки и просчёты! Почему? А надо посмотреть сухую статистику. В 1953 году, аттестат зрелости получили в СССР 93,8% выпускников. Но вот на этом фоне, в мужских школах аттестат зрелости получили 97,6% выпускников, а в женских – 97,4% выпускниц. Ещё более наглядно качество подготовки демонстрирует статистика получения золотых и серебряных медалей. Если в 1954 году, среди всех выпускников СССР медали получили 4,4% учащихся, то среди мужских школ медалистов было 11,2%, а среди женских 10,5%.
При Хрущёве руководить страной стали люди гораздо меньшего масштаба, лишённые дара предвидения и глобального мышления. Выращивание кукурузы стало более важной задачей, а выращивание детей оказалось слишком хлопотным, длительным и затратным делом...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7