В Коране много доказательств, связанных в Возвышенностью Аллаха.
Ахлю-Сунна уаль-Джамаа верят и подтверждают все Атрибуты Аллаха, не искажая их значения, и верят, что Аллах над семью небесами, над Своим Троном и отделен от Своих созданий, и Его создания отделены от Него.
Воистину, все Атрибуты Аллаха являются такими, как это подобает для Его Величия, которое не может объять или представить разум. Мы принимаем все атрибуты Аллаха такими, как они пришли, и не пытаемся представить их, и не задаемся вопросом “Как”, поскольку этого нам не открыл Аллах, и категорически отрицаем подобие Всевышнего Аллаха с сотворенным, и верим в то, что пришло в Коране и Сунне, не искажая это, и не отрицая. И это – позиция ахли-Сунна уаль-Джамаа в этом вопросе, в отличие от заблудших групп.
Почему это важно знать?
•Сказал имам Мухаммад Ибн Исмаил ат-Тирмизи, да помилует его Аллах:
ﺳَﻤِﻌﺖ ﺍﻟْﻤُﺰﻧِﻲّ ﻳَﻘُﻮﻝ ﻟَﺎ ﻳَﺼﺢ ﻷﺣﺪ ﺗَﻮْﺣِﻴﺪ ﺣَﺘَّﻰ ﻳﻌﻠﻢ ﺃَﻥ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻰ ﺍﻟْﻌَﺮْﺵ ﺑﺼﻔﺎﺗﻪ ﻗﻠﺖ ﻣﺜﻞ ﺃَﻱ ﺷَﻲْﺀ ﻗَﺎﻝَ ﺳﻤﻴﻊ ﺑَﺼِﻴﺮ ﻋﻠﻴﻢ ﻗﺪﻳﺮ
"Я слышал, как имам аль-Музани (ученик имама аш-Шафии) сказал:
"Не достоверен ни у кого Таухид, пока он не узнает и не будет убежденным, что Аллах над Троном, описанный своими Сыфатами (атрибутами)"
Я сказал ему: "Наподобие каких?"
Он ответил: "Слышащий, Видящий, Знающий, Способный''.
(Имам Ибн Мандах в "Тарихе", как пришло в "Аль-Улюв" аз Захаби, 461)
•Усман ад-Дарими (ум. 280 г.х.), ученик имама Ахмада и учитель имама Муслима, да помилует их Аллах, сказал:
فَمَنْ لَمْ يَقْصِدْ بِإِيمَانِهِ وَعِبَادَتِهِ إِلَى اللَّهِ الَّذِي اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ فَوْقَ سَمَوَاتِهِ ، وَبَانَ مِنْ خَلْقِهِ ، فَإِنَّمَا يَعْبُدُ غَيْرَ اللَّهِ ، وَلا يَدْرِي أَيْنَ اللَّهُ
«Кто не направился своей верой и своим поклонением к Аллаху, который возвысился над Троном, над Своими небесами, и отделен от Своих творений, тот поклоняется не Аллаху и не знает где Аллах».
См. «ар-Рaдд ‘аля аль-джахмия», стр. 55
━━━━༻❀༺━━━━
•Имам аль-Хафиз ′Абд аль-Гъаний аль-Макъдиси сказал:
«Из тех атрибутов, которыми Аллах Всевышний описал Себя в Своём Писании, и о которых сообщил Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует – Его вознесение над Своим Троном, о чём Он поведал Сам. Аллах Всевышний сказал в суре "аль-А′раф":
"Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю (из небытия) за шесть дней, а затем возвысился над Троном"(7:54).
Также Он сказал в суре "Йунус": "Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю (из небытия) за шесть дней, а потом возвысился над Троном" (10:3).
Также Он сказал в суре "ар-Ра′д": "Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем возвысился над Троном" (13:2).
Также Он сказал в суре "Та Ха": "Милостивый возвысился над Троном" (20:5).
Также Он сказал в суре "аль-Фуркъан": "А затем Он возвысился над Троном" (25:59).
Также Он сказал в суре "ас-Саджда": "Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем возвысился над Троном" (32:4).
Также Он сказал в суре "аль-Хадид": "Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем возвысился над Троном" (57:4).
Это — семь аятов, в которых Аллах Всевышний поведал о том, что Он над Троном».
الاقتصاد في الاعتقاد للمقدسي ( ٨٠/١ - ٨٢ )
━━━━༻❀༺━━━━
Табиин Муджахид (ум. 102 г.), ученик Ибн Аббаса (رضي الله عنهما) сказал:
وَقَالَ مُجاهِد ( اسْتَوَى ) عَلا عَلَى الْعَرْش
«“Истива” (смысл): Возвысился “аля” над Троном».
(См. «Сахих аль-Бухари» 7418, «Китаб ат-Таухид», раздел: «и Его Трон был над водой»)
•Сказал Бишр ибн ‘Умар аз-Захрани (ум. 207 г.), да смилуется над ним Аллах:
: سمعت غير واحد من المفسرين يقول :{الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى}: ارتفع
«Я слышал слова [множества] толкователей [Корана], о том, что “Милостивый вознесся над Троном”(20:5), [означает] возвысился (“иртафа’а”)».
(Передал Исхак ибн Рахавейх в «Муснаде», как об этом говорится в «Итхаф аль-Махара», 1/186, и «аль-Маталиб аль-‘Алия», 12/570. Иснад достоверный. Также ее передает аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/396, с достоверной цепочкой до Исхака)
Всевышний сказал: «Милостивый вознесся (истава) на Трон» (Таха 20:5).
•Имам ат-Табари сказал: «Его слова “затем вознесся (истава) на Трон”, т.е. Всевышний говорит: Милостивый над Своим Троном возвысился».
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
الطبري: وَقَوْلُهُ {الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى} يَقُولُ تَعَالَى ذِكْرُهُ: الرَّحْمَنُ عَلَى عَرْشِهِ ارْتَفَعَ وَعَلَا هـ
См. «Тафсир ат-Табари», 16/11
•Был спрошен имам Абу Зур'а ар-Рази (ум. 264 г.х.) о тафсире аята "Милостивый утвердился
над Троном", и он ответил:"Его тафсир – читать его, как он пришёл. Аллах над Троном, а его знание везде. И кто сказал что-то другое – да проклянёт его Аллах!"
سئل عن تفسير قوله: (الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى فقال: تفسيره كما يقرأ، هو على العرش، وعلمه في كل مكان، ومن قال غير هذا فعليه لعنة الله
Источник: "Маджму аль-фатауа", 5/50
•Сказал имам аль-Хумейди* (ум. 219 г.х.)(رحمه الله):
و نقول: ﴿الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى﴾[ طه: ٥] و من زعم غير هزا فهو معطل جهمي
“Мы говорим: «Милостивый вознесся над Троном» (Та Ха, 5). А кто утверждает нечто иное, является му’аттилем** - джахмитом!”
(*Сказал имам аль Бухари: «Аль-Хумейди – имам в хадисе»
Сказал о нём имам Ахмад: «Аль Хумейди для нас – имам!»
**Му’аттиль - отрицающий и аннулирующий атрибуты Всевышнего Аллаха).
См. «Усулю-с-Сунна», [1/42].
•Сказал ибн 'Абд иль-Барр аль-Малики (368-463 г.х.) :
قال أبو عمر: الاستواء الاستقرار في العلو
«Аль-истива — это утверждение в возвышенности!».
Источник: «ат-Тамхид» 7/121.
━━━━༻❀༺━━━━
•Сообщается, что Му’ауия ибн аль-Хакам ас-Сулями сказал: «Были у меня овцы, которых пасла моя рабыня между Ухудом и аль-Джаууанией (недалеко от Медины), и в один из дней, когда я проверил их, оказалось, что волк увел одну из них.
Я же - всего лишь мужчина из сынов Адама, а посему расстроился и сильно ударил свою рабыню. Затем я явился к посланнику Аллаха (ﷺ) и поведал ему о случившемся. Он расценил это, как серьезный проступок с моей стороны, и тогда я спросил его: “О посланник Аллаха, может мне следует освободить ее?” – на что он сказал: “Позови ее». Когда я позвал ее, он спросил ее: “Где Аллах?” Она ответила: “Над небесами”. Затем он спросил: “А кто я?” Она ответила: “Ты - посланник Аллаха”. Тогда он сказал: “Отпусти ее, ибо поистине, она - верующая”».
Муслим 537, Абу Дауд 3282, ан-Насаи 1218, Ахмад 5/449 и др.
•Сказал имам Ахмад объясняя хадис:
فَهِيَ حِينَ تُقِرُّ بِذَلِكَ فَحُكْمُهَا حُكْمُ الْمُؤْمِنَةِ
«Когда она признала то что Аллах над небесами, ее хукм стал хукмом верующей».
Источник: "Ас-Сунна", 3/575
•Имам аз-Захаби сказал: «Таким образом, мы можем видеть, что любому человеку, которого спросят: “Где Аллах?”, на ум сразу же придет ответ, который ему подскажет его природное естество: “Над небесами!” В данном сообщении содержатся два сугубо правовых момента: (1) Допустимость мусульманину задавать вопрос своему собеседнику: “Где Аллах?” (2) И допустимость собеседнику, которого спрашивают об этом, отвечать: “Над небесами!” Тот же, кто отвергает это, тем самым порицает самого пророка (ﷺ)».
وَهَكَذَا رَأينَا كل من يسْأَل أَيْن الله يُبَادر بفطرته وَيَقُول فِي السَّمَاء فَفِي الْخَبَر مَسْأَلَتَانِ إِحْدَاهمَا شَرْعِيَّة قَول الْمُسلم أَيْن الله وَثَانِيهمَا قَول المسؤول فِي السَّمَاء فَمن أنكر هَاتين الْمَسْأَلَتَيْنِ فَإِنَّمَا يُنكر على الْمُصْطَفى صلى الله عَلَيْهِ وَسلم
См. «аль-‘Улюу» 28
•Сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ‘Абдуллах ибн Мас’уд (ум. 32 г.х.), да будет доволен им Аллах, сказал:
بين سماء الدنيا والتي تليها مسيرة خمس مئة عام وبين كل سماءين مسيرة خمس مئة عام وبين السماء السابعة وبين الكرسي مسيرة خمس مئة عام وبين الكرسي وبين الماء مسيرة خمس مئة عام والعرش فوق الماء والله تبارك وتعالى فوق العرش وهو يعلم ما أنتم عليه»إسناده حسن
«Расстояние между первым и следующим небом – пятьсот лет. И так, расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Престолом (аль-Курси) – пятьсот лет, а между аль-Курси и водой – также пятьсот лет. Трон (Аль-‘Арш) же находится над водой, а Аллах – над аль-‘Аршем, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших!”».
(См. Ад-Дарими в «Ар-Родд аля аль джахмия» стр.46. Передал этот асар так же ибн Хузейма в «Таухид», №138, 139; с хорошим санадом. Передал Абу Шейх аль-Асбахани в «аль-Азама», 2/688-689, Ахмад ад-Динури в «Муджаласа уа Джауахир аль-‘Ильм», 6/406, ‘Усман ад-Дарими в «ан-Накд», 1/422, аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/395- 396, Ибн Кудама в «Исбат Сыфат аль-‘Улув», стр. 151-152. Иснад хороший)
•Передаётся со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те ангелы, которые провели среди вас ночь, возносятся к Нему, и Он спрашивает их: «В каком положении оставили вы рабов Моих?» - хотя Ему и известно все о вас лучше, чем им, а они отвечают: «Мы пришли к ним, когда они молились, и когда мы покинули их, они тоже молились».
См. «Бухари» 555, «Муслим» 632
•В хадисе от Абу Са’ида аль-Худри сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Неужели вы не доверяете мне тогда как я являюсь доверенным Того, Кто над небесами? Вести (с) неба приходят ко мне утром и вечером».
См. аль-Бухари 4351, Муслим 1064
•Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الرَّاحِمُونَ يَرْحَمُهُمُ الرَّحْمَنُ، ارْحَمُوا أَهْلَ الأَرْضِ يَرْحَمْكُمْ مَنْ فِي السَّمَاءِ
«Милосердным людям окажет свою милость Милостивый Аллах, будьте милосердны к обитателям земли, и будет милостив к вам Тот, Кто на небе»
См. Этот хадис передали Ахмад 2/160, Абу Дауд 4941, ат-Тирмизи 1924, аль-Хаким 4/175. Достоверность этого хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Мунзири, аль-Иракъи, аль-Хаким и аз-Захаби.
•Привел имам Аль Бухари от Абу Бакра, что когда умер Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Абу Бакр сказал:
من كان يعبد محمدا فان محمدا قد مات ومن كان يعبد الله فان الله في السماء حى لا يموت
«Кто поклонялся Мухаммаду – то Мухаммад умер, а кто же поклонялся Аллаху – то Аллах на небесах, Живой, и не умирает»
См. «Тарих аль Кабир» имама Бухари, 1/202
•Передается, что Анас ибн Малик сказал: «Зейнаб бинт Джахш обычно хвалилась перед остальными супругами пророка, мир ему и благословение Аллаха, говоря: ”Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал замуж Аллах с высоты семи небес.” [аль-Бухари, 7420].
Всевышний Аллах сказал: «Мы женили тебя (о, Мухаммад) на ней [на Зейнаб]». (Сура аль-Ахзаб, аят 37). А остальных супруг пророка (ﷺ) выдавали замуж их попечители.
━━━━༻❀༺━━━━
Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает о всякой вещи» (аль-Муджадаля 58:7).
أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ مَا يَكُونُ مِنْ نَجْوَى ثَلَاثَةٍ إِلَّا هُوَ رَابِعُهُمْ وَلَا خَمْسَةٍ إِلَّا هُوَ سَادِسُهُمْ وَلَا أَدْنَى مِنْ ذَلِكَ وَلَا أَكْثَرَ إِلَّا هُوَ مَعَهُمْ أَيْنَ مَا كَانُوا ثُمَّ يُنَبِّئُهُمْ بِمَا عَمِلُوا يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ
•Имам ат-Табари сказал: «Его Слова “чтобы Он не был четвертым” означают, что Он наблюдает за ними Своим Знанием, в то время как Он над Своим Троном. Как рассказал мне ‘Абдуллах ибн Аби Зияд: (...) от ад-Даххака (Табиин умер 105 х.) , который относительно Его слов “не бывает тайной беседы между тремя...” до Его слов “Он всегда с ними” сказал: «Он над Троном, а Его Знание с ними”».
الطبري: وَعُنِيَ بِقَوْلِهِ {هُوَ رَابِعُهُمْ} بِمَعْنَى: أَنَّهُ مُشَاهِدُهُمْ بِعِلْمِهِ، وَهُوَ عَلَى عَرْشِهِ، كَمَا حَدَّثَنِي عَبْدُ اللَّهِ بْنُ أَبِي زِيَادٍ قَالَ: ثَنِي نَصْرُ بْنُ مَيْمُونٍ الْمَضْرُوبُ قَالَ: ثَنَا بُكَيْرُ بْنُ مَعْرُوفٍ، عَنْ مُقَاتِلِ بْنِ حَيَّانَ، عَنِ الضَّحَّاكِ فِي قَوْلِهِ {مَا يَكُونُ مِنْ نَجْوَى ثَلَاثَةٍ} إِلَى قَوْلِهِ {هُوَ مَعَهُمْ} قَالَ: هُوَ فَوْقَ الْعَرْشِ وَعِلْمُهُ مَعَهُمْ هـ
См. «Тафсир ат-Табари», 22/468
Всевышний сказал: «Фараон сказал: “О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов”» (аль-Къасас 28:38).
•Имам ат-Табари сказал: «Его слова “чтобы я смог подняться к Богу Мусы”, т.е. oн говорит: я посмотрю на божество Мусы, которому он поклоняется и призывает к поклонению Ему. “Воистину, я полагаю, что он (Муса)” – в том, что он говорит, что у него есть божество над небесами, которому он поклоняется, и что Он (Аллах) – тот, кто поддерживает его и дарует ему победу, и что Он – тот, кто отправил его к нам, “является одним из лжецов”».
وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَاأَيُّهَا الْمَلَأُ مَا عَلِمْتُ لَكُمْ مِنْ إِلَهٍ غَيْرِي فَأَوْقِدْ لِي يَاهَامَانُ عَلَى الطِّينِ فَاجْعَلْ لِي صَرْحًا لَعَلِّي أَطَّلِعُ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ مِنَ الْكَاذِبِينَ
الطبري: وَقَوْلُهُ {لَعَلِّي أَطَّلِعُ إِلَى إِلَهِ مُوسَى} يَقُولُ: أَنْظُرُ إِلَى مَعْبُودِ مُوسَى، الَّذِي يَعْبُدُهُ، وَيَدْعُو إِلَى عِبَادَتِهِ {وَإِنِّي لِأَظُنُّهُ} فِيمَا يَقُولُ مِنْ أَنَّ لَهُ مَعْبُودًا يَعْبُدُهُ فِي السَّمَاءِ، وَأَنَّهُ هُوَ الَّذِي يُؤَيِّدُهُ وَيَنْصُرُهُ، وَهُوَ الَّذِي أَرْسَلَهُ إِلَيْنَا مِنَ الْكَاذِبِينَ هـ
См. «Тафсир ат-Табари», 18/255
Всевышний сказал: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небом (небесами), не нашлет на вас ураган с камнями? Скоро вы узнаете, каково Мое предостережение!» (аль-Мульк 67:17).
•Имам ат-Табари сказал: «“Неужели вы уверены, что Тот, Кто над небом (небесами)”: а это - Аллах».
أَمْ أَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء أَن يُرْسِلَ عَلَيْكُمْ حَاصِبًا فَسَتَعْلَمُونَ كَيْفَ نَذِيرِ
الطبري: {أَمْ أَمِنْتُمْ مَنْ فِي السَّمَاءِ} وَهُوَ اللَّهُ هـ
См. «Тафсир ат-Табари», 23/129
━━━━༻❀༺━━━━
•Джа’фар бин ‘Абдуллах сказал: «Мы находились у Малика бин Анаса, когда к нему пришел какой-то человек и спросил: «О, Абу ‘Абдуллах! Милостивый возвысился на Троне (‘арш). А как Он возвысился?»
Этот вопрос вызвал у Малика столь сильный гнев, как ничто другое. Он посмотрел на землю и стал разгребать ее палкой, которая была у него в руке, продолжая это делать до тех пор, пока на нем не появилась испарина, после чего, подняв голову и бросив палку, он сказал:
”Спрашивать «как» неразумно! То, что Он возвысился (на Троне) известно! Вера в это обязательна! А задавать вопросы об этом – ересь (бид’а)! И я думаю, что ты приверженец нововведений!”, – после чего он велел выгнать этого человека.
(Абу Ну’айм в «аль-Хилья» (6/325-326). Это предание также привели ас-Сабуни в «‘Акъида ас-саляф асхаб аль-хадис» (17-18) через путь передачи Джа’фара бин ‘Абдуллаха от имама Малика, Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» (7/151) через путь передачи ‘Абдуллаха бин Нафи’ от имама Малика, и аль-Байхакъи в «аль-Асма уа-Ссыфат» (408) через путь передачи ‘Абдуллаха ибн Уахба от имама Малика. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (13/406-407) сказал, что иснад этого предания хороший. Аз-Захаби в своей книге «аль-‘Улюу» (103) назвал иснад этого предания достоверным)
Сказал ибн уль-Кайим (да помилует его Аллах):
«Ответ Малика касается всех вопросов, связанных с атрибутами Аллаха. Например, Аллах Всевышний сказал: ”Не бойтесь, ибо Я - с вами. Я слышу и вижу”. Кто-то может спросить: ”Как Аллах слышит и как видит?” Ему следует ответить этим ответом: ”Что такое слух и зрение - известно, а их образ не поддается нашему разуму”. То же самое следует ответить тому, кто спрашивает о знании Аллаха, о Его жизни, могуществе, желании, нисхождении на ближнее небо (в последнюю треть ночи), гневе, довольстве, милости, и так далее. Смыслы всех этих атрибутов - понятны, но их образ не поддается нашему разуму». [См. «Мадариджу-с-Саликин», 2/86.]
Высказывания праведных предшественников.
•Имам аль-Бухари (да помилует его Аллах) сказал:
استوى العرش على ليس أنه يريدون انما الزنادقة الجهمية جرير بن وهب وقال :هللا عبد أبو قال
«Джахмиты - зиндыки (безбожники), воистину, они хотят (сказать), что Он не вознёсся над Троном»
См. «Хольк афаль аль-Ибад» стр. 11-12
•Сказал Мухаммад Ибн Юсуф аль-Фирьяби (из главных учителей и шейхов аль-Бухари):
مَنْ قَالَ إِنَّ اللَّهَ لَيْسَ عَلَى عَرْشِهِ فَهُوَ كَافِرٌ، وَمَنْ زَعَمَ إِنَّ اللَّهَ لَمْ يُكَلِّمَ مُوسَى فَهُوَ كَافِرٌ
«Кто сказал, что воистину, Аллах не над своим Троном, тот кафир, и тот, кто утверждает, что Аллах не разговаривал с Мусой, тот кафир».
Источник: «Хольк афаль аль-ибад» стр. 38.
•Сказал имам Абу Иса ат Тирмизи (209-279 г.х.), передав один из хадисов про Руку Аллаха:
وَقَدْ قَالَ غَيْرُ وَاحِدٍ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ فِى هَذَا الْحَدِيثِ وَمَا يُشْبِهُ هَذَا مِنَ الرِّوَايَاتِ مِنَ الصِّفَاتِ وَنُزُولِ الرَّبِّ تَبَارَكَ وَتَعَالَى كُلَّ لَيْلَةٍ إِلَىالسَّمَاءِ الدُّنْيَا قَالُوا قَدْ تَثْبُتُ الرِّوَايَاتُ فِى هَذَا وَيُؤْمَنُ بِهَا وَلاَ يُتَوَهَّمُ وَلاَ يُقَالُ كَيْفَ هَكَذَا رُوِىَ عَنْ مَالِكٍ وَسُفْيَانَ بْنِ عُيَيْنَةَ وَعَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْمُبَارَكِ أَنَّهُمْ قَالُوا فِى هَذِهِ الأَحَادِيثِ أَمِرُّوهَا بِلاَ كَيْفٍ. وَهَكَذَا قَوْلُ أَهْلِ الْعِلْمِ مِنْ أَهْلِ السُّنَّةِ وَالْجَمَاعَةِ. وَأَمَّا الْجَهْمِيَّةُ فَأَنْكَرَتْ هَذِهِ الرِّوَايَاتِ وَقَالُوا هَذَا تَشْبِيهٌ وَقَدْ ذَكَرَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ فِى غَيْرِ مَوْضِعٍ مِنْ كِتَابِهِ الْيَدَ وَالسَّمْعَ وَالْبَصَرَ فَتَأَوَّلَتِ الْجَهْمِيَّةُ هَذِهِ الآيَاتِ فَفَسَّرُوهَا عَلَى غَيْرِ مَا فَسَّرَ أَهْلُ الْعِلْمِ وَقَالُوا إِنَّ اللَّهَ لَمْ يَخْلُقْ آدَمَ بِيَدِهِ. وَقَالُوا إِنَّ مَعْنَى الْيَدِ هَا هُنَا الْقُوَّةُ. وَقَالَ إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ إِنَّمَا يَكُونُ التَّشْبِيهُ إِذَا قَالَ يَدٌ كَيَدٍ أَوْ مِثْلُ يَدٍ أَوْ سَمْعٌ كَسَمْعٍ أَوْ مِثْلُ سَمْعٍ. فَإِذَا قَالَ سَمْعٌ كَسَمْعٍ أَوْ مِثْلُ سَمْعٍ فَهَذَا التَّشْبِيهُ وَأَمَّا إِذَا قَالَ كَمَا قَالَ اللَّهُ تَعَالَى يَدٌ وَسَمْعٌ وَبَصَرٌ وَلاَ يَقُولُ كَيْفَ وَلاَ يَقُولُ مِثْلُ سَمْعٍ وَلاَ كَسَمْعٍ فَهَذَا لاَ يَكُونُ تَشْبِيهًا وَهُوَ كَمَا قَالَ اللَّهُ تَعَالَى فِى كِتَابِهِ (لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ).
"Сказали многие ученые касательно этого хадиса и подобных ему хадисов о Качествах Аллаха, и Нисхождения Господа каждую ночь к небесам этого мира: достоверны эти хадисы, и следует веровать в них, и не воображать и не говорить об их подробном образе.
Так передано от МаликаСуфьяна Ибн Уейны, Абдуллаха Ибн аль Мубарака, что они сказали про эти хадисы: "Проходите их так, как они пришли, без погружения в подробный образ"
Так сказали ученые ахлю-Сунна уаль джамаа.
Что же касается джахмитов, то они порицали эти хадисы, и сказали: "Это уподобление".
А ведь Аллах во многих местах в Коране упомянул Руку, Слух, Зрение!
И джахмиты стали делать тауиль (аллегорическое толкование) этим аятам, и истолковали их не таким толкованием, каким их истолковали ученые. Джахмиты сказали: "Аллах не создавал Адама своей Рукой, а смысл Руки здесь - это "сила"
И сказал Исхак Ибн Рахавейхи: "Уподобление будет, лишь если сказать: "Рука Аллаха, Слух Аллаха - точно такие же или подобные моему слуху и руке. Вот это уподобление, а сказать как Аллах сказал: "Рука, слух, зрение", и не рассуждать о подробном образе, и не говорить что Слух Аллаха подобен или одинаков моему слуху - это не будет уподоблением. И это как сказал Аллах: "Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий"
См. «Сунан ат Тирмиз», 3/129.
•Сказал имам ат Тирмизи, делая шарх одного из хадисов:
عِلْمُ اللَّهِ وَقُدْرَتُهُ وَسُلْطَانُهُ فِى كُلِّ مَكَانٍ وَهُوَ عَلَى الْعَرْشِ كَمَا وَصَفَ فِى كِتَابِهِ
«Знание Аллаха, Его Сила и Власть - во всех местах. Сам же Он - на Троне, как Он описал сам себя в Коране».
См. «Сунан ат Тирмизи», 12/134
•Абдуллах ибн Аль-Мубарак, таби табиин (ум. 181 г.х.) сказал:
"نعرف ربنا فوق سبع سموات على العرش بائنا من خلقه بحد، ولا نقول كما قالت الجهمية إنه هاهنا، وأشار بيده إلى الأرض".
«Мы знаем, что наш Господь над семью небесами, над Троном, отделён от Своих творений границей. Мы не говорим, как джахмиты, что Он здесь, и указал рукой на землю».
См. 'Абдуллах Ибн Ахмад в "Сунна" 202, Ад-Дарими в "Накд" 33, Ат-Табари в "Зайлю-ль-музаййяль" стр. 660-661.
•Сказал имам Сахль ат-Тустари (ум. 283 г.х):
وإنما سمي الزنديق زنديقا لأنه وزن دق الكلام بمخبول عقله وترك الأثر وتأول القرآن بالهوى فعند ذلك لم يؤمن بأن الله على عرشه
«Был назван зиндык (безбожник) зиндыком лишь потому, что он отвешивает свои тонкие слова своим помешанным разумом, и оставляет сообщения и асары, и делает та'виль (аллегорическое толкование) Корану по страстям, и по этой причине перестаёт веровать в то, что Аллах над Троном» (См. "Аль-Улюв", 1/200).
•Сказал мухаддис Ибн Хузейма (ум. 311 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
«Тот кто не подтвердит, что Аллах над Своим Троном Вознесся, над Своими семью небесами, отделен от творений – тот неверующий, у него требуют покаяние, если отказывается - рубят голову и бросают в мусорную яму, чтобы не вредил своим запахом мусульманам и людям писания находящихся под покровительством мусульман».
См. Аль-улув, 207; «Акида-с-саляф» ас-Сабуни; «Ат-Тавхид» Ибн Хузейма.
*И в заключение приведём слова табиина, Хасана аль-Басри, да помилует его Аллах, который говорил:
«Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества, достойного поклонения, Сунна находится между крайностью и упущением, так проявляй же терпение в следовании ей, да помилует тебя Аллах!
(См. Ибн Абиль-‘Изз в «Шарх ат-Тахауия», 2/362)
И вся хвала Аллаху, Господу миров!
#гдеАллах #таухид
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев