Есть такая теория, согласно которой человек существует от рождения до смерти, а живет, иной раз несколько лет или месяцев. Иные от рождения до смерти и нескольких дней не набирают. Приверженцы этой теории утверждают, что переживания материальной действительности в одном случае осуществляется на автомате (магазин, дом, работа), а в другом - человек пребывает в состоянии "восхищения", когда он испытывает откровение, озарение, постижение и т.д. Как правило, это состояние сопровождается повышенным тонусом основных физических показателей, но главное, в эти моменты человек что-то для себя открывает, обретает, будь то навыки, умения, а может быть, что-то ещё важное. Он чувствует, что совершенствуется.
У меня была пациентка, у которой дом - полная чаша. Престижная работа, муж, семья... И в то же время на лицо весь набор симптомов депрессии. С проблемой она маялась давно, поэтому сразу обьявила: "нет свободы выбора". Мол, все время подходится подчиняться обстоятельствам и поступать не так, как хочется.
Стали разбираться. Проблема депрессии заключается в том, что у человека, погруженного в хандру, нет признаков эмоционального тонуса, а без этого терапия стоит на месте. Вот почему мы довольно долго и уныло мыкались по памяти моей подопечной, пока не напоролись на период ее жизни, когда она занималась в танцевальном кружке. Это воспоминание неожиданно для самой пациентки пробило ее на слезы. Настолько разным было мироощущение той девчонки, которая готовила себя к балету, и нынешней, разочарованной во всем женщины на приеме у психолога. Я, конечно, за эмоцию зацепился не хуже чем троллейбус рогами за провода. "Вагончик тронулся" и терапия пошла-поехала. А там и результат оказался не за горами. Разговор не об этом. Дело в том, что источником депрессии моей подопечной была не психотравма, а 6-летний период счастья, когда ее жизнь была пронизана творчеством. Потом все оборвалось - переезд в другой город, где танцевальной школы не было...
И хотя вся дальнейшая жизнь складывалось хорошо (о чем говорили и друзья, и враги), но жизнь, настоящая жизнь, которой однажды довелось отведать этой женщине, все время оставалась где-то в стороне. Ведь свидетель 6-летнего счастья - та девочка, что так здорово умела мечтать о балете, - никуда не делась. Она все это время незримо присутствовала, отравляя жизнь моей пациентки. И хотя та интерпретировала причину своего угнетенного состояния отсутствием права на выбор, на самом деле, дело в другом: в ее жизни не осталось места для творчества.
Я бы сказал, что это глобальная проблема всего человечества и в частности, России. Мы не учим своих детей быть счастливыми, потому что ни в школе, ни в колледже, ни в университете вы не найдете предмета, обучающего юношей и девушек умению увлечься порученным делом. Моя пациентка однажды "попала" в коридор, где врожденые способности отвечали требованиям балетмейстера, и сам собой возник феномен увлечённости - открытое окно в мир творчества и инсайтов. Но стоило смениться декорациям, как ее талант остался не у дел. Все, чем приходилось заниматься, ее не увлекало. Хотя, насколько я понял, это не мешало моей пациенте исполнять свои обязанности добросовестно. Это мешало ей в другом - она так и не начала жить.
Предвижу вопрос: можно ли научить увлечению? Ответ положительный. Петр Чайковский называл способность увлечься ключевым условием для творчества. Планирую экспериментальный курс в конце гипноанализа. Интересующихся прошу оставлять заявки на сайте.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1