Плебойные актрисы, бурлеск-готика и прочие нелепости
Сразу же предупреждаем, что фильм «Листомания» лучше не смотреть в присутствии детей. Выдающийся британский режиссер Кен Рассел, и без того любивший экспериментировать с формами подачи материала, началом ленты будто бы хотел оскорбить «хороший вкус» буржуазного зрителя.
По этой причине по всему повествованию раскиданы достаточно вызывающие сцены, в которых были замечены участницы самого известного из мужских журналов, пытавшиеся сделать карьеру в кино, в частности, Анулька Дзюбинская. Хотя если оценивать режиссерский замысел в целом, то это - не самоцель, но лукавое средство.
Собственно серьезные построения Рассел стал делать во второй части фильма, а потому словно намеревался, чтобы до оной добрались «далеко не все». Это в чем-то сродни инициатическому испытанию – для познания истины надо очень постараться и потерпеть. Так сказать, не всё сразу.
Обращение к теме музыки в творческих проекта Рассела не было редкостью, так как буквально накануне создания «Листомании» в Каннах получил награду его «Малер», а разбираемую нами кинокартину можно полгать вольным сиквелом крайне резонансного мистического мюзикла «Томми».
И в «Томми», и в «Листомании» главная роль была отведена Роджеру Долтри, фронтмену группы «Ху», участники которой считались друзьями-конкурентами «Битлз». А потому не удивляйтесь, когда в действии внезапно появится Ринго Стар (это носато-веселый барабанщик из числа «битлов», если не знали). Оттого может закрасться мысль, что сюжет - это импровизация на тему «битломании».
Только действие перенесли в XIX век, а «ливерпульскую четверку» заменили пианистом-виртуозом Ференцом Листом, которого как бы провозгласили первой поп-звездой. В итоге реакция девиц на его выступлениях, продемонстрированных в фильме, была в стиле «и в воздух чепчики бросали» со всем из этого вытекающим.
Однако если вы всё-таки продеретесь сквозь причудливые пласты сюжета, поданные через гротескно-шаржевую стилистику оперных амуров, то увидите, что использование элементов, как классической оперы, так и оперетты и рок-опер носит не столько пародийное, сколько концептуальное свойство, так как действие во второй части фильма приобретает мистериальный характер.
Мистерии всегда сопровождались музыкой, а в «Листомании» в качестве чрезвычайно вольно поданной исторической основы использованы сведения об отношениях семьи Листа и Рихарда Вагнера. Последний изображен как сумрачный немецкий гений, который проделывает длинный путь от анархиста-революционера через вампира к создателю «тёмного культа».
В этой части в качестве мистерии поданы отсылки к «калиграизму» (у нас более известному как немецкий кино-экспрессионизм) с четкими ассоциациями: «Кабинет доктора», «Носферату», «Франкенштейн» и т.д. Хотя в данном фабульном блоке музыка выступает как основа «новой религии», а потому в действиях узнаются идеи «Ордена новых тамплиеров», например, зверо-человек похищает привлекательных блондинок.
И надо признать, что эта часть оказала большое воздействие на современную массовую культуру. Например, узнаются истинные «источники вдохновения» для клипов группы «Лайбах». Разнообразные же гитары-пулеметы и рояли-огнеметы после этого не использовал только ленивый. Как в кино, так ин а сцене.
Однако куда более важно, что именно вторая часть фильма способствовала формированию некоторых конспирологических теорий, ныне более известных как «оккультный рейх». На это намекают слова киношного Вагнера: «Говорят, что музыка - это весёлая наука». Если вы не знали, то «весёлой наукой» в Средние Века именовали умение читать скрытые мистические символы. Так что девицы вроде бы ни при чем… https://ok.ru/nuarnoir
Нуар
Нуар (что в переводе с французского означает "черный"). Группа про мрачное кино
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев