=================================
"Я – романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю", – писал Анатолий Солоницын в дневнике. С точки зрения так называемого нормального человека его жизнь не сложилась. Он был знаменит не только на одной шестой части суши, но при этом абсолютно не устроен в жизни. Едва ли не нищий; семейная жизнь не удалась. Он горько шутил: "Женщины любили меня не больше трёх месяцев".
Настоящее имя гениального актера Анатолия Алексеевича Солоницына — Отто. Родился в городе Богородске Горьковской области. Окончил студию при Свердловском драматическом театре (1960). В 1960-1972 — актер театров Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина, в 1972-1976 — театра им. Ленсовета. В кино с 1966 года (первая роль — Андрей Рублев в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев, до этого снялся в главной роли в тв-фильме Глеба Панфилова «Дело Курта Клаузевица» — 1963).
Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Актер» за 1981 год
"Я – романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю", – писал Анатолий Солоницын в дневнике. С точки зрения так называемого нормального человека его жизнь не сложилась. Он был знаменит не только на одной шестой части суши, но при этом абсолютно не устроен в жизни. Едва ли не нищий; семейная жизнь не удалась. Он горько шутил: "Женщины любили меня не больше трёх месяцев".
Солоницын часто менял театры. Был готов бросить всё и нестись на другой край света ради единственной интересной роли. Сменял Свердловск на Таллин ради того, чтобы сыграть в полузабытой пьесе Леонида Андреева "Тот, кто получает пощёчины" (про неё неожиданно вспомнили под юбилей писателя). Театр Ленсовета бросил, когда Тарковский позвал его в Москву играть Гамлета в Ленкоме.
Это была последняя роль Солоницына на сцене. Может быть, потому, что после работы с Тарковским в театре не представлял себе, куда можно развиваться дальше. А может, причины стоит искать в дневниковых записях, сделанных 16 годами раньше: "Двуликость людей театра волнует меня всё больше и больше. Говорят одно, делают другое. Врут друг другу и даже самим себе. В театре бытует выражение – "завоевать положение". Завоевать! Положение! Сколько мерзости в этих двух словах, влезших в искусство с чёрного хода! Я пришёл в театр не завоёвывать, а работать, творить".
Творить ему удалось прежде всего в кино. Солоницыну действительно крупно повезло. Он, никому не известный актёр из Свердловска, прослышал, что на "Мосфильме" собираются снимать картину про Андрея Рублёва, – и отправился в столицу. Заглавная роль была уже отдана Станиславу Любшину, обошедшему множество конкурентов...
Немалых трудов стоило Тарковскому утвердить свердловчанина Солоницына на роль Рублёва. Этот фильм изрядным образом повлиял на судьбу актёра и даже на его понимание профессии. Как рассказывал про своего старшего брата писатель Алексей Солоницын, Анатолий воспринял свою работу как послушание, а высшей актёрской доблестью стал почитать точное выполнение замысла режиссёра.
Для Тарковского Солоницын с первой же совместной работы стал любимым актёром. Он снимал Анатолия во всех своих последующих картинах, за исключением тех, что вынужден был делать уже за границей. А для Солоницына Тарковский стал Главным Режиссёром. Актёр был готов ради него на любые жертвы.
Для телепостановки "Идиота" (правда, так и не состоявшейся) Тарковскому потребовалось ввести в кадр рассказчика – самого Достоевского. И Солоницын думал даже сделать пластическую операцию, чтобы стать похожим на писателя. Режиссёр ужаснулся: "С ума сошёл, ты же тогда больше играть не сможешь, с лицом-то Фёдора Михайловича!" Но Солоницын ответил: "Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то ещё играть?"
Ему очень нравились слова Достоевского: "Признак настоящего искусства в том, что оно всегда современно, насущно, полезно... Искусства несовременного быть не может. Если оно есть, то оно не искусство".
Такой непохожий Гамлет
Трудно поверить, но это факт: Анатолия Солоницына трижды не принимали в ГИТИС! Оскорбительное слово "профнепригодность", глубоко ранившее Солоницына, как-то плохо вяжется с тем, что мы знаем о выдающемся актере...
Анатолий Солоницын дебютировал в кино на Свердловской телестудии в первой картине Глеба Панфилова "Дело Курта Клаузевица" в 1963 году. Но настоящий приход большого актера в искусство состоялся позже, когда Андрей Тарковский снял Солоницына в роли Андрея Рублева. Солоницын сам "пробился" к Тарковскому. Прочитав сценарий "Рублева" в "Искусстве кино", он взял отпуск в театре и двинулся из Свердловска в столицу. И, что называется, глянулся Андрею Арсеньевичу. Утвердить никому не известного актера на главную роль режиссеру стоило больших трудов. Его отговаривал даже Михаил Ромм, против были члены многочисленных художественных советов. Неожиданно кандидатуру Солоницына поддержали историки: из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актеров ученые дружно указали на Солоницына...
Создать образ гениального русского художника, каким видел его режиссер, было очень непросто. Зритель не видит Рублева с кистью в руке, он вообще не совершает поступков, только созерцает, раздумывает, разговаривает с Феофаном Греком о самом важном - о Боге, о любви к людям.
После "Рублева" Солоницын стал, как говорится, нарасхват: актера охотно снимают Алов и Наумов, Михалков и Шепитько, Абдрашитов и Зархи. Фильмография Солоницына насчитывает почти полсотни картин. При этом в течение двенадцати лет Солоницын сменил целый ряд провинциальных театров. Но многое в театральных нравах не устраивало, раздражало актера. "Двуликость людей театра волнует меня все больше и больше, - писал он в дневнике. - Говорят одно, делают другое. В театре бытует выражение - "завоевать положение". Я пришел в театр не завоевывать, а работать, творить".
Андрей Тарковский писал Григорию Козинцеву: "Меня очень заботит судьба Анатолия Солоницына. Это актер новосибирского "Красного факела", который снимался у меня в роли Андрея. Он в ужасном состоянии - несмотря на то, что сыграл за это время много серьезного, вплоть до Бориса Годунова, - и уходит из театра для того, чтобы перейти в Таллин в Русский театр. Но его мечта - Ленинград и театр, где режиссером Владимиров. Не могли бы вы посодействовать ему в этом смысле". Григорий Михайлович в ответ обещает потолковать с "нашими худруками"...
В 1972 году на экраны выходит "Солярис" Андрея Тарковского. И опять огромная творческая удача Анатолия Солоницына! Его доктор Сарториус - человек жесткий, прямой. Долг перед истиной (или наукой) для него важнее эмоций и даже морали. Какой убедительности и силы образ создал актер! В следующей картине Тарковского "Зеркало" Солоницын играет эпизодическую роль прохожего. Андрей Арсеньевич настолько ценил Солоницына, что иногда (как это было в случае с "Зеркалом") придумывал роль специально для любимого артиста. А Солоницын, в свою очередь, преклонялся перед Тарковским и считал наивысшей заслугой максимально точно следовать указаниям режиссера.
В 1977 г. в московском театре имени Ленинского комсомола Андрей Тарковский поставил "Гамлета". Надо ли говорить, что принца датского играл Анатолий Солоницын. "Непохожий на других Гамлетов советской сцены и экрана последних лет, сосредоточенный, тихий Гамлет А. Солоницына, который редко повышает голос, позволяя себе недолгие всплески гнева или раздражительности, может показаться вялым или даже скучноватым. Однако это именно такой Гамлет, какой нужен Тарковскому", - писал рецензент, высоко оценивая работу исполнителя заглавной роли.
И еще раз пытался Андрей Арсеньевич снять любимого актера - на этот раз в телевизионной версии "Идиота" Достоевского, увы, не осуществившейся. Для Солоницына предназначалась роль рассказчика, то есть "автора" романа. Солоницыну пришла в голову сумасбродная идея изменить с помощью пластической хирургии лицо - только для того, чтобы походить на Достоевского. Тарковский заметил, что с лицом Достоевского Солоницыну уже ничего не сыграть. А тот возразил: после Достоевского зачем играть еще что-то?
Звание лауреата Берлинского фестиваля в номинации "актер" за роль в фильме "26 дней из жизни Достоевского", звание заслуженного артиста РСФСР мало что изменили в жизни Анатолия Солоницына. Он уже был не просто заслуженным, а истинно народным...
Ему было всего 47, когда прервалось его самозабвенное служение искусству..
Из интернета
#История #ИсторияРоссии #СССР
Последний фильм и последняя главная роль👇
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев