3 июня 1896 Подписан секретный договор, по которому Китай позволил России строить Китайско-Восточную железную дорогу
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) (до 1917 года — Маньчжурская дорога, с августа 1945 года - Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 - Харбинская железная дорога) - железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром.
Русско-китайский договор 1896 г. Договор о союзе и о постройке (КВЖД) был подписан 3 июня 1896 г. в Москве, куда был приглашён на коронацию Николая II руководитель китайской политики Ли Хунчжан. С русской стороны договор подписали министр финансов С. Ю. Витте, который был его инициатором, и министр иностранных дел А. Б. Лобанов-Ростовский. Обстоятельства подписания договора и ход переговоров подробно описаны Витте в его воспоминаниях.
Договор был одним из звеньев внешнеполитической доктрины Витте по мирному проникновению в Китай. Предполагалось, что Россия получит права на строительство железной дороги, по которой можно быстро осуществить переброску войск на Дальний Восток. Это должно было помочь усилению русского влияния в Северном Китае и Манчжурии. Ст. 1 предусматривала военный союз, который должен вступить в силу в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею. Основой договора была русская концессия на строительство и эксплуатацию КВЖД.
Комментарии 1