– Александр, а давайте прямо от печки: как началось ваше увлечение стеклом? Как это произошло впервые?– Очень необычно. Я вырос в Никольске, в городке, где есть прекрасные заводы, где варилось стекло. Я был увлечен живописью и думал, что буду писать на холстах портреты или создавать какие-то монументальные произведения, работать в технике мозаики или росписи. Поэтому поступил в художественное училище, а о стекле не думал вообще. Для меня стекло не было тем материалом, с которым можно было договориться.
После училища меня распределили домой преподавателем в Никольскую художественную школу. Но директору стекольного завода очень нужны были художники, и меня перераспределили к нему. И теперь об этом можно точно сказать: повезло. Я поработал немного, но скоро понял, что слишком мало знаю о стекле, о технологиях и возможностях обработки материала. И честно признался себе, что на тот момент был мало полезен заводу.
«Отпустите, поеду учиться в Ленинград, в художественно-промышленное училище», – сказал я директору. И меня отпустили. Так я стал учиться на кафедре керамики и стекла, бывал на практике и на этом, и на других «стеклянных» заводах, и в Гусь-Хрустальном, в Дядьково, в главных центрах стеклоделия страны. А потом вернулся в Никольск. Начал работать, творить, создавать какие-то вещи и искать направления, в которых мне было бы интересно работать. Открывал для себя новое. Понял, что на стекле можно создавать такие же интересные вещи, как в живописи и скульптуре. Мне хотелось все делать самому. Не при помощи мастера-выдувальщика или заводских шлифовщиков. Своими руками.
А поскольку я был неплохим рисовальщиком после первого художественного училища, мне очень хотелось перенести свои знания и умения на стекло. Пробовал и живопись на стекле, и гравировку. Но живопись мне не понравилась тем, что она давала неожиданные изменения в цвете после обжига. И поэтому я выбрал матовую гравировку, причем из всех жанров меня привлек именно портрет.
– А почему не пейзаж, например?– Потому что однажды я увидел потрясающие работы величайшего чешского мастера Иржи Гарцуба. Это был гравер номер один в мире. И как раз работал в портретном искусстве на стекле. Но я совсем не хотел делать все «как у него», я хотел писать портреты «как у меня». Стал искать свою гравировку. Более глубокую в смысле проникновения в материал. Это было сложно, но очень интересно, тем более у нас в России никто такими портретами вообще не занимался. Это долго, трудно, рискованно, потому что, если ты ошибаешься однажды и хотя бы на пару миллиметров, работу нужно начинать сначала.
– А до этого вы писали портреты маслом, пастелью, карандашом?– Да, и довольно успешно. Но сейчас ничем не занимаюсь, кроме стекла, даже графикой.
– А вы помните свой самый первый портрет?– Да. Это был Никола. То ли икона, то ли отвлеченный потрет. Он сейчас хранится в музее Санкт-Петербурга. Но тогда мне хотелось вживую увидеть работы, которых в России тогда не было. Поэтому я охотно участвовал в международных симпозиумах по гравированному стеклу, выезжал в Чехию, там же получил первое признание, выполнив портрет японской художницы Тамоко Саккая. Он был небольшим по размеру, и в один из вечеров его показали, увеличив изображение через проектор, всем участникам симпозиума. Модель на портрете сразу узнали. «О, Тамоко! Тамоко!» – пронеслось по рядам, и устроитель симпозиума сообщил, что эту работу сделал русский художник Александр Фокин.
– Так вы стали знаменитым?– Да, за эту работу я получил Гран-при, а потом и признание академии, и серебряную медаль, и конечно, выставки в России.
– Ваши шедевры вызывают первый, но не лишенный смысла вопрос: ведь это же не обычное стекло?– Практически обычное. И только иногда отличается от обычного по вязкости или жесткости. Можно гравировать и на обычном оконном стекле. Разницы нет. Есть только маленькие нюансы, но они не заметны обычному взгляду.
– Ну тогда зимой вы можете соперничать с самим Дедом Морозом…– Почему бы и нет? Кстати, это очень интересно. Я порой создаю большие, объемные, вещи. Выхожу с ними на архитектуру. До того, как я сделал памятник Пальмиро в Тольятти, у меня уже была объемная скульптура Фемиды в Пензенском арбитражном суде.
– Фемида была довольна?– Не только довольна. Но и благосклонна. Потому что там я сделал и вторую скульптуру.
– Заявить такой скульптурный эксперимент, наверное, было риском?– Не только риском. Когда я заявил в Пензе о своем желании сделать эту работу, власти мне ответили так: «Хотеть-то можно всего. Да и сделать, наверное, можно. Но стеклянная скульптура простоит максимум неделю».
Но скульптура «Цветение», которую сделала моя дочь, стоит уже три года. И когда люди приезжают к нам из Петербурга, мы слышим от них: «У вас, наверное, город высочайшей культуры, ведь сохранить такие хрупкие вещи на открытом пространстве практически нереально для других городов».
Кстати
В выставке участвуют нашедшие свой особенный путь в работе со стеклом сын Александра Фокина Антон и дочь Таисия.
– Ваша выставка в ТХМ – это новые стили и жанры в работе со стеклом…– Нам хотелось поделиться с тольяттинцами тем, что мы создали. Потому что я люблю ваш город. Мне хотелось рассказать вам о стекле. Стекло – это не только ваза, бутылка и стакан. Стекло может быть высоким, художественным, сложным. Оно может украшать и создавать настроение.
– Мне кажется, что пойти на союз с таким хрупким материалом, как стекло, может только художник, который с одной стороны очень решительный, а с другой – чрезвычайно нежный. Вы нежный, Александр?– Нет, наверное, я не нежный. Я упорный. Потому что для создания таких вещей требуется масса времени и материальных вложений. Это очень затратное искусство. Для того чтобы взять один день на стеклянном заводе, чтобы изготовить свою работу в его цехах и печах, нужно заплатить 140 тыс. рублей за пять часов. И это еще не дает гарантии, что у тебя что-то получится. Иногда плохой отжиг даст на изделии трещинку, и твоя идея после печи рассыпается на осколки.
– И тогда мужчина плачет от того, что рухнул замысел и погибли усилия, которые он затратил на работу?– Нет, мужчина не плачет. Мужчина говорит: «Ну что ж, не удалось, начнем по новой».
– Для меня это была бы трагедия…– Я плачу о совсем других вещах. За сорок лет работы со стеклом я к такому привык. И подобная неудача заставляет становиться только сильнее, умнее, технологичнее. Я просто работаю. И живу этим.
– Привезти такие хрупкие сокровища в Тольятти – это не просто дорожное приключение. Доедут или не доедут?– Мы просто тщательно упаковываем каждую работу и очень хотим показать их вам.
Справка
Александр Фокин – заслуженный художник Российской Федерации, выпускник Пензенского художественного училища, Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. Работал главным художником Никольского стекольного завода.
В 2001 году его работу выставили в Чехии, и жюри присудило дебютанту чешского вернисажа звание лучшего гравера Европы. Александра Фокина теперь знают не только в нашей стране. Но только в России он работает с несколькими эксклюзивными технологиями по стеклу, которых никто в мире повторить просто не может.
https://gazeta-ps.ru/hudozhnik-aleksandr-fokin-rabotaet-s-ekskljuzivnymi-tehnologiyami-po-steklu-kotoryh-nikto-v-mire-povtorit-ne-mozhet
Комментарии 14
Обязательно нужно будет посмотреть выставку....
Спасибо за информацию!!!)))...