Статус исторического поселения предоставляет малым городам
шанс заявить об историко-культурной ценности застройки в
установленных границах территорий как мощном градообразующем
факторе. При этом градостроительная деятельность в историческом
поселении подлежит особому регулированию в соответствии с
Градостроительным кодексом Российской Федерации Федеральным
законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и
законодательством субъектов Российской Федерации в сфере культуры,
охраны памятников и градостроительной политики.
Несовершенным остается механизм поддержки и возрождения
исторических поселений: при присвоении статуса исторического
поселения законодательством не определен механизм, позволяющий
территории получить экономические и социальные преференции,
налоговые льготы. Недостаточно используется потенциал туризма и его
популяризации, «брендирования» объектов культурного наследия
исторических поселений.
В значительной степени сложившаяся ситуация стала следствием
межведомственной разобщенности, несогласованности действий
федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления, фактического отстранения общественности от участия в принятии решений в данной сфере.
В соответствии с действующим законодательством предусмотрен
ряд специальных требований к осуществлению строительной и
хозяйственной деятельности в границах исторических поселений.
На территории исторических поселений устанавливаются особые
требования к использованию и содержанию зданий и земельных участков в целях сохранения исторического наследия, регенерации исторической, градостроительной и природной среды.
В России действуют законодательные нормы, направленные на
защиту территорий и облика исторических поселений от современной
застройки, диссонирующей с характером исторической градостроительной
среды.
Однако серьезную проблему представляет незаконная застройка в
границах исторических поселений. Нормативное регулирование
деятельности в исторических поселениях нуждается в дальнейшем
совершенствовании.
В частности, необходима более эффективная защита не только
самих объектов культурного наследия, но также окружающей предметной исторической среды, ландшафта. Требуется учитывать архитектурное и природное окружение памятников при разработке документов территориального планирования, градостроительных регламентов.
К предмету охраны исторического поселения отнесены исторически
ценные градоформирующие объекты – здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные, в том числе
масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами. Однако в действующем законодательстве отсутствуют нормы, определяющие правила проведения работ по строительству, реконструкции, ремонту на указанных объектах, если они не являются памятниками истории и культуры.
Кроме того, среди наболевших проблем исторических поселений –
высокая стоимость государственной историко-культурной экспертизы,
археологических изысканий и полевых работ, а также ремонтно реставрационных работ, осуществляемых организациями, имеющими
разрешение на производство подобных работ.
Культурное наследие должно быть не только обременением, но и
фактором социально-экономического развития территорий исторических поселений. Поэтому важным инструментом для обеспечения роста экономического потенциала исторических поселений должны быть комплексные планы и программы их развития.
В рассматриваемой сфере значительную роль играет уровень
правовой культуры и ответственности владельцев объектов культурного
наследия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев