Т.н. "татарский" и "ногайский" проекты на современном этапе по разному активно взаимодействуют. Можно констатировать, что сейчас между ними возникло даже некое столкновение. Неудивительно, что современные национальные проекты обращаются к прошлому для легитимизации настоящего. Как неоднократно отмечал этнолог д.и.н. В.А.Шнирельман национальными элитами прошлое толкуется в свете современных реалий ради достижения тех или иных собственных целей. Причину нынешнего столкновения мы видим в том, что этномифы лежащие в основе татарского национального проекта в основном противопоставляются ногайским, стремятся включить ногаев в число татар, притом, что многие из этих мифов не выдерживают критики. Рассмотрим, например, миф о преемственности современных казанских татар древним отуз-татарам, которых ряд ученых считают монголоязычными потомками племен шивей. Другой такой миф это преемственность татар Золотой Орде, что подразумевает инклюзивность татаристского проекта т.е. желание включить в него "не-татар". Вопрос о том, что прежде еще в Золотой орде якобы сформировался единый народ является дискуссионным и появление такого народа в орде зачастую отрицается (Р.Г.Кузеев В.В.Трепавлов). Ведущий современный ордыновед и ногаевед В.В.Трепавлов в своей монографии "Тахт эли" основываясь, на источниках утверждает, что т.н. "татарам Большой орды" была свойствена идентичность не татарская, а узбекская(деле поэт Шал Кииз из Большой орды звал себя ногаем, а термин узбек указывал на термин свободного кочевника). Кроме того, Вадим Трепавлов изучив материалы дипломатической переписки выяснил, что в оригиналах грамот ногайских мурз упоминания татар нет, зато есть ногаи. Важно, что именование "татар" существовавшее как термин русский администрации имело аналог- это "татар"как термин турецкой османской администрации. Неслучайно ногаев- мухаджиров в 19 веке в Турции называли и фиксировали татарами, многие потомки носят характерную фамилию Татароглу. Интересно, что к.и.н Ильнур Миргалеев для подтверждения своих построений о "татарских ханствах" ссылается на Абдель Гаффара Кырыми- называет население постордынских образований татарами, не учитывая, что в ярлыках крымских ханов именование татар это внешнее турецкое обозначение, более того "сансыз татар" в них взаимозаменяемо с "сансыз ногай". Интересно, как д.и.н. Д.М.Исхаков ногайский субэтноним карагаш связывает с алтайским народом карагасами, притом, что ногайский ученый д.и.н. Р.Х.Керейтов давно установил наличие общих родов у карагашногаев с кубанскими ногаями. Документы сохранили и место пленения предков карагашногаев- урочище Караагаш. Не менее интересно желание Д.М.Исхакова объявить Младший жуз казахов "потомками татар Астраханского ханства", что также не имеет прямых доказательств, но позволяет казахистам в будущем ассимилировать юртовцев. Впрочем сейчас казахистский проект сравним во многом в методах с проектом татаристским. Взаимодействовали и сотрудничали вне сомнения просветители учитель и ученик Марджани и Умеров. При этом якобы "астраханский татарин" А. Умеров был автором книг "история ногайцев," "ногайские песни" и ратовал за создание республики для ногаев, что показывает его именно как носителя ногайской идентичности. Однако, конструктором ногайской идентичности "татаристы"отчего-то делают А.Джанибекова, забывая, что метрические книги и рукописи периода активной деятельности Умерова сохранили именно самообозначение "нугай," ногай". Имперский подход татаристского проекта и обвинения в разрушении нации служат основным сюжетом в качестве претензий к ногайцам . Ряд публикаций в интернет-издании "Реальное время" на ютуб канале "татары мира" и тв- канале "тнв" демонстрирует агрессивную позицию по отношению к ногайскому проекту, при этом ногайцев желают видеть не отдельным этносом, а именно как часть татар. Представители татаристов своими высказываниями и идеологией создают постоянный очаг межнациональной напряженности и конфликтов.
#ногаи #астрахань #без_нугайлар
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев