• В пиковое время БАМ одновременно строили 130 тысяч человек
• Половина строителей приехали из сел
• В строительстве участвовали 108 национальностей
• Около 60% строителей были моложе 30 лет
• Средняя зарплата рабочего – 332 рубля. В то время средняя зарплата рабочего в Союзе была 180 рублей.
• На БАМ пришлось 30% всех железных дорог, которые построили в эпоху Брежнева.
• Немецкая компания Magirus-Deutz к 1976 году поставила на БАМ 9500 грузовиков и 1000 тягачей за 1,1 млрд немецких марок. Машины работали при -57 градусах.
• Две бригады шли навстречу друг другу с востока и запада. Одной руководил Александр Бондарь, другой – Иван Варшавский. И они постоянно соревновались друг с другом. Абсолютный рекорд БАМа установила бригада Бондаря на участке Таксимо – Витим. Рабочие проложили 5,4 километров путей за сутки. Это был август 1984 года
Соревновались не только бригадами, но и целыми республиками.
Станцию Таюра (Звездная) строили армяне, Улькан — азербайджанцы, Ния — грузины. Привозили лучшие материалы и стремились сделать красивее, чем соседи.
*** Инновации БАМа
На стройке опробовали много инноваций, например, возведение объектов, в том числе и тоннелей, на вечной мерзлоте. За технологию строительства мостов без подъездных путей - опоры и пролеты ставили прямо с железнодорожных путей – авторы даже получили государственную премию.
Знаменитый Северомуйский тоннель протяженностью в 15,5 километров стал одним из самых сложных. Эксперты уже сейчас признают, если бы тогда были современные снимки из космоса, то 100% обошли бы этот участок. Грунт пытались закрепить химикатами и даже заморозить, но все равно рыть приходилось буквально по пояс в ледяной воде. Чтобы перенять опыт строительства в экстремальных условиях, приезжали специалисты из США, Франции, Германии.
*** БАМ сейчас, модернизация Восточного полигона
Протяженность БАМа – 4324 километра, причем более тысячи километров расположены в вечномерзлых грунтах. Дорога проходит в шести регионах и трех часовых поясах. Магистраль пересекает всю Восточную Сибирь и Дальний Восток. На пути - 11 рек и 7 горных участков, свыше 60 городов и поселков. На БАМе построено 8 тоннелей, 142 моста, более 200 станций.
Сейчас идет третий этап развития Восточного полигона. В год 50-летия БАМа дан старт проектированию и строительству новых объектов, которые увеличат пропускную способность Транссиба и Байкало-Амурской железной дороги. Особенно это актуально стало сейчас, когда российская экономика разворачивается на Восток. В 2031 году магистрали будут обеспечивать перевозки 210 млн тонн, в 2033 году – 270 млн тонн.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев