«Слышишь, время гудит – БАМ!»: самая грандиозная стройка СССР отмечает 50-летие.
8 июля 1974 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Начался современный этап не имеющей аналогов в мире, самой масштабной комсомольской стройки. Это не только самый дорогой проект СССР, но и мировой феномен. Основной этап строительства пришелся на 70-80 годы 20 века. Это был многонациональный труд в поте лица нескольких поколений.
*** Зачем нужен был БАМ
Транссибирская магистраль протяженностью в 9,2 тысячи километров, соединившая Атлантику и Тихий океан, не могла обеспечить все потребности страны. Уязвимой ее делала и близкая китайская граница – если бы хоть какой-то участок дороги оказался захваченным, то весь Дальний Восток отрезало бы от центральной и западной части государства. Нужен был надежный доступ к сибирским и дальневосточным землям, которые богаты полезными ископаемыми. На территории БАМа – это три Франции – залегает треть всех полезных ископаемых России.
*** Начало БАМа: первые метры, БАМлаг
Идею построить дублер БАМа обсуждали еще в Российской империи. Даже исследования провели и нарисовали маршрут, однако проект был слишком дорогим. В 1926 году начались разведка местности. В 1930 году магистраль впервые назвали Байкало-Амурской. В 1932 году на Транссибе основали станцию БАМ – отправную точку будущей прибайкальской железной дороги. Тогда же уложили первые метры – на станции Сковородино в сторону поселка Тындинский. Тогда советская власть считала, что управится со стройкой за три года.
На БАМ завезли первых заключенных и основали лагерь БАМлаг.
В 1938 году он распался на 6 исправительно-трудовых лагерей.
В 1938 же году началось строительство западного участка БАМа: от Тайшета до Братска, а в 1939 году - на восточном участке: от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
Стройка шла с перерывами в годы. Во время Великой Отечественной войны часть путей даже разобрали и перевезли на Волгу. Дорогу возводили лишь от Советской гавани до Комсомольска-на-Амуре. Этот участок сдали в 1947 году.
Путь от Тайшета до Усть-Кута прошли в 1950-1959 годах.
К этому времени всего построили 1150 из 4300 километров. В начале 60-х проект остановили на несколько лет.
*** Перезагрузка БАМа
В 1967 году инженеры вернулись к БАМу: решено было строить пути по ранее возведенному маршруту, в том числе на участке Усть-Кут – Комсомольск-на-Амуре, а также построить второй путь от Тайшета до Усть-Кута и линии Бам –Тында и Тында – Беркакит.
В апреле 1974 года БАМ стал Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, поскольку именно молодежь стала основной строительной силой. К прокладке привлекали и заключенных.
За 10 лет восстановили разобранную в годы ВОВ трассу БАМ-Тында, уложили участок Тында – Беркакит, построили мост через реку Витим, начали строить 15-километровый самый длинный в Советском Союзе Северомуйский тоннель.
1 октября 1984 года две части магистрали, которые строились навстречу друг другу с запада и востока, соединились на станции Куанда. Строители торжественно заложили «золотое звено», а 27 октября официально открыли движение поездов от Тайшета до Советской Гавани.
В эксплуатацию БАМ ввели осенью 1989 года – тогда открыли сквозное движение. И финансирование стройки почти прекратилось. Людям даже выехать с БАМа не на что было.
*** Романтика БАМа
Всего на БАМе в разные годы трудились порядка 2 млн человек. Изначально магистраль строили военнослужащие и заключенные. По некоторым оценкам, в 50-х годах на БАМе работали около 50 тысяч зэков.
В 1974 году сюда начали приезжать комсомольские отряды со всего СССР. Жили в палаточных городках – таких огромных, что там были целые улицы, чтобы не заблудиться. На всем пути комсомольцы возводили города и поселки.
Здесь сыграли много свадеб, выросло несколько поколений бамовцев.
О стройке века снимали фильмы, писали стихи и песни, которые стали музыкальными символами БАМовской эпохи.
Гимном стройка стала песня Оскара Фельцмана на стихи Роберта Рождественского:
Слышишь, время гудит — БАМ,
На просторах крутых — БАМ,
И большая тайга покоряется нам.
А Александра Пахмутова и Николай Добронравов осветили лирическую сторону комсомольской стройки:
Старый мотив железных дорог,
вечная молодость рельсовых строк...
Многие помнят и строки «Бамовского вальса» группы «Самоцветы», 1977 год:
Парень взял аккордеон,
От души играет.
Так берет аккорды он -
Сердце замирает.
Пусть плывет смолистый дым
Сквозь густые ветки -
Будет самым молодым
Этот вальс навеки!
Для поднятия духа комсомольцев на БАМе выступали известные советские артисты: Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Александра Пахмутова, Валентина Толкунова, Эдита Пьеха, Людмила Сенчина.
Приехал к бамовцам и известный американский певец, киноактёр, кинорежиссёр и общественный деятель Дин Рид. Его называли советским американцем и любили, наверно, больше, чем на родине...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1